Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Туруханск
19 апреля, пн
-4°
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Туруханск
19 апреля, пн
-4°

Старожилы земли Туруханской

30 сентября 2016
13

Большую часть своей жизни я прожила в посёлке Бор.  Мой муж коренной сибиряк. Здесь родились и выросли наши  дети, становятся взрослыми внучки.  И мы тоже ЖДАНОВЫ.  Наверное, многие из приезжих обращают внимание на то, что в посёлке много семей, имеющих одинаковые фамилии. Это  КРАСНОПЕЕВЫ, ПОПОВЫ, КУЗЬМИНЫ, ЗЫРЯНОВЫ и др.  Я тоже обратила на это внимание, и когда появилась возможность, попыталась  узнать, кем были ЖДАНОВЫ в далёком прошлом, откуда и зачем они пришли в эти места?

Многие исследователи  утверждают, что старожилы Туруханского района – это потомки первопоселенцев из станков от Ярцева до Туруханска. А эти поселения были основаны ещё в начале семнадцатого, восемнадцатого веков. Подавляющее большинство осевшего там населения пришло из Северного и Восточного Поморья (Русского Севера), и более поздние переселения из России почти не касались этого северного района. Многие широко распространенные здесь  фамилии были известны еще в начале XVII века.   

 В истории России было много великих переселений. Одним из самых значимых является освоение русскими земель за Уралом: западной и восточной Сибири. Судьба каждого человека тесно связана с обществом, и в каком бы отдалённом уголке страны он не проживал, история страны – это его история.  

Семьи рода ЖДАНОВЫХ, также как и ИГНАТОВЫХ,  ЛАЗАРЕВЫХ, КРАСНОПЕЕВЫХ, КУЗЬМИНЫХ, ПОПОВЫХ, являются коренными сибиряками, и история их проживания на берегах Енисея составляет  около трёхсот лет. В краевом архиве в фонде  «Енисейская губернская Земная управа» есть списки населённых пунктов Туруханского края от 31 января 1918 года. Согласно этим спискам  в 1724 году  основателем Сумароково указан  Сем. Дан. ЖДАНОВ. Подкаменная Тунгуска появилась в 1730 году. Первый поселенец Подкаменной Тунгуски   Краснопеев. В 1764 году основаны Осиновая и Комса. Первый поселенец Осиновой  Онисим Петрович ЛАЗАРЕВ.

Судя по документам в начале девятнадцатого века представители семей, носящих одинаковые фамилии, компактно проживали в определённых поселениях. Так, например  ЖДАНОВЫ проживали в поселениях Никулино, Подкаменная Тунгуска, Сумароково; Лазаревы, Игнатовы – в Осиново; Краснопеевы – в Подкаменной Тунгуске, Ворогово, Комсе.  Это можно увидеть в церковных росписях Дубчесского прихода начала девятнадцатого века.  Можно предположить, что однофамильцы в прошлом имели родственные связи.

Один из бывших жителей пос. Бор сделал своим односельчанам большой подарок – копии церковных росписей поселений, относящихся к Дубчесскому приходу с 1822 года. Сейчас многие из старожилов нашего посёлка, интересующихся своими родовыми корнями, имеют копии этих росписей и, опираясь на них, могут проследить свои родственные связи на протяжении более двух столетий. 

Одна из росписей относится точно к 1915 году. Имеется обложка с росписей, на которой указан 1915 год, а также лист, заверенный архивариусом Красноярского госархива. Росписи, которые предположительно относятся к 1874 и 1822 годам (вычислено по возрасту участвовавших в росписях людей), состоят соответственно из двух и трёх листов, на которых сделаны пометки в более позднее время. Росписи за 1822 год имеют списки «Тунгусского зимовья», «Сумарокова зимовья», «Комсина зимовья», проживают в них в основном крестьяне. А росписи 1874 года имеют только список жителей станка  Подкаменная Тунгуска. В станке 15 дворов, проживают в них  крестьяне. Эта подпись сделана, по-моему, той же рукой, что и росписи за этот год. Эти росписи помогли многим найти утраченные связи даже между семьями, имеющими в настоящее время разные фамилии. Помогли они и мне.

В 1822 году в Сумароково  в пяти дворах проживало двадцать восемь человек. Три двора принадлежали семьям ЖДАНОВЫХ.  Это семьи Романа Семёновича, Данила Кондратовича и вдовы Фёклы  Лукиновны ЖДАНОВЫХ. В одном из дворов проживала семья Герасима Никифоровича  Попова. Жена Романа Семёновича ЖДАНОВА Анна Никифоровна, а жена Данила Кондратьевича – ЖДАНОВА Агафья Никифоровна. Можно предположить, что они были сёстрами ПОПОВА Герасима Никифоровича. В Тунгусском зимовье в 1822 году проживали СЕМЬИ КРАСНОПЕЕВЫХ, КУЗМИНЫХ, ПЛЕШКОВЫХ, БЕЗРУКИХ.

      Проследив записи, относящиеся к ЖДАНОВЫМ, я узнала, что ЖДАНОВЫ из Подкаменной Тунгуски и Сумароково имеют общего прародителя – это Роман Семёнович ЖДАНОВ, примерно 1795 года рождения, который  в 1822 году проживал в Сумароково.  Примерно в тридцатых годах девятнадцатого столетия семья Жданова Романа Семёновича переселилась в Подкаменную Тунгуску.  Именно Роман Семёнович из Сумароково и является родоначальником  поколений ЖДАНОВЫХ в Подкаменной Тунгуске. В росписях 1874 в станке Подкаменная Тунгуска внесены уже семьи сыновей Романа Семёновича ЖДАНОВА, Фадея Романова ЖДАНОВА. Он родился в Сумароково в 1814 году, Прокопия Романова ЖДАНОВА и Рафаила Романова ЖДАНОВА. А Роман Семёнович ЖДАНОВ в возрасте сорока пяти лет умер в 1839 году в Тунгусском зимовье, где и был похоронен. Все эти данные мне удалось найти в церковных записях о рождениях,  браках и умерших в Красноярском архиве.

Римма Григорьевна ПАНКРАТОВА вспоминает рассказы своей бабушки Марии Гавриловны ЖДАНОВОЙ о том, что её отец  Гаврила Фадеевич прибыл в малолетнем возрасте на Старое Жилище со своими родителями (место нынешнего бензосклада в  деревне Подкаменная Тунгуска). Очевидно, это место было не очень удобным для роста поселения, и в дальнейшем  деревня начала строиться  на месте её нынешнего расположения.

В краевом архиве документов по поселениям Дубчесского прихода ранее 1800 года мне найти не удалось. Я не смогла найти документов, по которым можно было бы определить, был ли Семён Данилович ЖДАНОВ, который, согласно имеющимся в архиве документам, основал Сумароково в 1724 году, предком Ждановых записанных в церковных росписях в1822 году в Сумароково.  Но если принять во внимание то, что в 1822 году там проживало всего пять семей, три из которых были ЖДАНОВЫ, наверное, можно предположить, что  Семён Данилович, возможно, был прадедом Романа Семёновича ЖДАНОВА и дедом Даниле Кондратьевичу.

В 1701 году в Мангазейском уезде существовала Сумароковская таможенная застава и, возможно, зимовье было основано  там для дальнейшего исполнения государственных обязанностей по удержанию таможенной пошлины с промышленных  людей.  С. Д. ЖДАНОВ упоминается как основатель поселения, значит, вполне возможно, что состоял он на государственной службе, т.е. был из казаков или служилых людей.

В семейных преданиях сохранились воспоминания, передаваемые из поколения в поколение, конечно, с большими изменениями, которые предполагают что, роды ЖДАНОВЫХ и ПОПОВЫХ из казаков.

Вот  из воспоминаний жительницы Бора праправнучки Фадея Романовича ЖДАНОВА  Риммы Григорьевны ПАНКРАТОВОЙ:  «По легенде выбор места для основания деревни П. Тунгуска был связан с приходом сюда из казачества 4 семей: ЖДАНОВЫ, КРАСНОПЕЕВЫ и предположительно ПОПОВЫ. Выбрали место сначала не у устья реки. В районе предполагаемой деревни на болотистой местности, называемой старожилами «колтык», якобы в 12 часов ночи выплывало пламя. Строить на этом месте нечистом не стали, а кинули жребий, и упал выбор на «стрелку». Так появилось  зимовье Подкаменное». Но даже в росписях 1822 года в зимовье Подкаменное ни ЖДАНОВЫ, ни ПОПОВЫ не указаны.

 И вот что говорит о своих предках Юрий Павлович ПОПОВ, один из потомков ПОПОВЫХ, участвовавших в переписи 1822 года: «Раньше Сумароково находилось ниже по течению, напротив Сумароковского острова, а появилось оно в 17 веке. Своё название поселение получило по имени купца Сумарокова, который жил там».  Вспоминая семейные предания, Юрий Павлович рассказал, что их предок из донских казаков, а прибыл он сюда,  очевидно, из Тувы, и  имели они в своём роду по материнской линии  монголку.

 О крестьянах ни Римма  Григорьевна, ни Юрий Павлович не упоминают. Вполне возможно, что крестьянское сословие этим семьям  было присвоено позже.

Продолжение в ближайшем номере «МС».

З.М. ЖДАНОВА.

Редакция

Картина дня