Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Туруханск
16 апреля, пт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Туруханск
16 апреля, пт

ПОЧТА. НУЖНО ТОЛЬКО ПОДОЖДАТЬ

17 октября 2017
1

ПОЧТОВАЯ ЛИРИКА

Начну, пожалуй, с лирического отступления, в котором не буду ругать Почту России – её и так все ругают. Вряд ли найдётся средство массовой информации в нашей необъятной стране, которое хотя бы раз не осветило тему работы почтовых отделений. Причём, в последнее время редко встретишь положительные сюжеты и публикации, если только они не имеют явно коммерческий характер и не оплачены самой структурой. Почту ругают все: представители печатных и электронных средств массовой информации, корреспонденты телевидения, блогеры, обычные пользователи интернета. Отмечают излишнюю забюрократизированность, длинные очереди, отсутствие почтальонов, несвоевременную доставку корреспонденции, потерю писем, газет и журналов, хамство отдельных сотрудников. Да что говорить, сами работники почты сами её ругают – зайдите в любое почтовое отделение и вместо того, чтобы ссориться, поговорите с девушками, как говорится, по душам. Вот тут вы и услышите о нетерпимости клиентов, об устаревшем оборудовании, о мизерных зарплатах, а если узнаете сумму, за которую работают сотрудники почты, то поймёте, что люди трудятся здесь в большинстве своём от безысходности, а не от того, что безмерно преданы почтовому делу. И поверьте, человека в такой ситуации абсолютно не волнуют ваши проблемы – ему своих хватает выше крыши. Поэтому, по моему глубокому убеждению, хамство и бездушие уйдёт с почты только вместе с низкими зарплатами и с повышением престижа профессии на рынке труда. Именно поэтому в этой статье я не буду ругать почту, а лишь попытаюсь рассказать о состоянии дел на рынке почтовых услуг в Туруханском районе.

МОНОПОЛИСТЫ

На сегодняшний день Почта России – монополист на рынке почтовых услуг в Туруханском районе, что вполне объяснимо – никакие другие альтернативные почтовые и курьерские компании на рынок Севера не заходят, и вряд ли когда-нибудь это случится – сложная логистика, низкая плотность населения, с соответственно низкой доходностью, которая не позволяет окупить затраты. Если сказать проще – частникам невыгодно здесь работать. Так что, альтернативы у жителей отдалённых северных территории нет, и не будет, поэтому придётся мириться с существующим положением дел.

А оно, как рассказала Ольга МОСИЕНКО, директор Туруханского почтамта, следующее – Туруханское отделение является всего лишь структурным подразделением Красноярского почтамта, поэтому не вправе принимать решения по ключевым вопросам. Что касается непосредственно почтового обслуживания населения, то оно организовано не на всей территории Туруханского района. Говорит руководитель: «Отделения почтовой связи открыты также в Зотино, Ворогово, Бору, Верхнеимбвтске, Бахте, Келлоге, Сургутихе, Верещагино, Фарково, Горошихе. Помимо этого в Селиванихе, Советской Речке, Старотуруханске, Канготово, Бакланихе, Мадуйке работают почтальоны на дому, которые предоставляют жителям этих населённых пунктов почтовые услуги, такие как: выдача и приём писем, выдача посылок, социальных пособий и пенсий. Почтальоны, работающие на дому, не принимает переводы и посылки».

В остальных населённых пунктах почтовое обслуживание не производится – связано это с их транспортной доступностью. По словам руководителя – почта физически не может доставлять корреспонденцию в те населённые пункты, где нет вертолётного обслуживания: «А каким образом почта туда доберётся, если там вертолёт посадку не делает? Есть у нас администрация Туруханского района, если они, по каким-то причинам, отменили посадки вертолётов в Костино, Сандакчесе и других посёлках, то почта, естественно, туда никак не доберётся – своего транспорта у нас нет, доставка осуществляется рейсовыми вертолётами. И в этом случае будет правильно задать вопрос в райадминистрацию. Будут посадки вертолётов – будет почтовое обслуживание».

В почтовых отделениях жителям населённых пунктов оказывается полный перечень почтовых услуг: приём и выдача почтовых отправлений, выплаты пенсий, пособий и компенсаций, приём и вручение переводов, продажа сопутствующих товаров, таких как марки, конверты, газеты, журналы и прочие.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ. ВРЕД ИЛИ БЛАГО?

Это – как должно быть. Но на сегодняшний день в почтовых отделениях района, за исключением Туруханска и Игарки, приобрести что-либо за наличный расчёт невозможно – ни тебе конверт купить, ни марку, ни газету, ни другой товар. А всё потому, поясняет начальник почтамта, что не отлажена компьютерная программа, посредством которой осуществляются наличные расчёты с населением: «Программу внедряют такую, чтобы компьютеризировать все посёлки нашего района, но пока она не работает, хотя закуплено необходимое компьютерное оборудование, заключены договоры на установку спутниковых тарелок. До момента, пока всё не будет отстроено, отгрузить и продать товар со склада, который находится в Красноярске, никто не может. И пока не установят в отделениях тарелки и компьютеры, чтобы принять и продать необходимый товар, они работать не могут».

Но при этом приём и выплата переводов, выдача посылок ведётся – это не товар, такие операции в почтовых отделениях, временно парализованных из-за компьютеризации, проводятся. А вот в Туруханске, где программа на компьютеры уже установлена, продажа товаров ведётся – торгуют газетами, журналами, конвертами, марками и прочим. Приобрести можно всё только за наличный расчёт – безналичного расчёта нет, как нет его и в красноярских почтовых отделениях. Другой вопрос, что очереди в туруханском почтовом отделении огромные. «Дело в том, что до установки новой компьютерной программы обслуживание шло намного быстрее, сейчас всё медленнее, но мы тут уже ничего не исправим – распоряжение о компьютеризации пришло из Москвы. Общаемся с коллегами из Игарки – там такая же картина, в Красноярске – то же самое. Жители как привыкли: подошёл и конверт или газету без очереди купил, без сдачи, а теперь нет, схема обслуживания как в супермаркете – отстоял, тебе, считав соответствующий штрих-код, отпустили товар. Но стоять люди не хотят, поэтому огромное количество жалоб на замедление в обслуживании. Придётся привыкать, другого не будет», – говорит Ольга Георгиевна. Хотя, как, обещает руководитель, в ближайшее время, когда все сотрудники выйдут из отпуска, а также решится вопрос с установкой дополнительного кассового аппарата, напряжение может снизиться.

ОПТИМИЗИРУЯ РАСХОДЫ

Что касается графика работы почтовых отделений, загруженность почтальонов на дому, тарифов на почтовые услуги, договорных обязательств с авиакомпаниями и другими организациями, – все эти полномочия находятся в ведении Красноярского почтамта. Он же, сокращая расходы, принимает решение об оптимизации численности сотрудников в отделениях, а также о переходе на неполное рабочее время отделений и почтальонов. Так за последнее время перевели на работу в режиме неполного рабочего дня почтовые отделения в Ворогово, Зотино и Верхнеимбатске, сократив время их работы в два раза. Более того, там были сокращены операторы, которые не только помогали начальникам отделений, но и замещали их в отпусках. Что касается почтальонов, то их оставили работать на половину ставки – там, где был один почтальон, а если было два сотрудника, то в результате оптимизации численности остался только один. «Подобные сокращения, – с грустью рассказывает МОСИЕНКО, – Красноярский почтамт мотивирует небольшим объёмом работ в посёлках. Когда отдел нормирования начинает смотреть на объёмы, которые выполняют наши работники, то, если честно, нам даже аргументировать нечем – статистика не радует: писем и пенсий доставляется немного».

Похожая картина и в малых населённых пунктах, где, как уже говорилось, почтальоны работают на дому – ввиду маленьких объёмов их рабочее время было сокращено, и если раньше они трудились на половину ставки, то в результате оптимизации им была оставлена только третья часть ставки. А это значит, что и без того не высокие зарплаты были уменьшены.

В результате оптимизации численности во всех почтовых отделениях района теперь трудится 44 почтовых работника, из них 16 – непосредственно в Туруханске, 22 – в остальных почтовых отделениях и 6 почтальонов в маленьких посёлках работают на дому. До сокращения на почте работало 50 человек.

Также причину режима жесткой экономии руководитель видит в том, почтовое обслуживание в Туруханском районе глубоко убыточный вид деятельности – прибыль в малонаселенном районе небольшая, а расходы огромны: «Всю выручку «съедают» зарплата и счета «Туруханскэнергокома», и не просто съедают, а уводят в минус. У Туруханского района – самые большие затраты из всех северных территорий края». Ну, а поскольку тарифы на почтовые услуги, которые регулирует государство, гораздо ниже себестоимости этих услуг, вполне объяснимо, что менеджменту Почты России приходится всеми путями оптимизировать расходы в убыточных отделениях.

Ещё одна проблема почтового обслуживания в Туруханском районе – это своевременность, вернее, несвоевременность доставки корреспонденции – порой подписчикам приходится ждать журнал или газету по месяцу, а то и больше. Как поясняет Ольга Григорьевна, это проблема тоже имеет своё объяснение, но, к сожалению, не решение: «У меня ограничение приёма почты на каждый вертолётный рейс. Допустим, на Бор могу отправить всего 150 кг – такой договор заключён у Почты России с авиакомпанией «Турухан», полномочий изменять его условия у меня нет. Вот и получается, что, порой, даже всю почту не могу отправить, отсюда возникают задержки в доставке. Идёт задержка почты и из Красноярска».

Грустно всё, но таковы реалии.

ШАНС ЕСТЬ

Время диктует Почте России свои условия, к которым структуре приходится приспосабливаться. Понятно, что всё это отражается на потребителях почтовых услуг, то есть на населении. Но и население вносит свои коррективы в работу почты. Так, сокращение численности Туруханского района сказывается на сокращении объёмов почтовых услуг – ещё каких-то 20 лет назад посылки отправляли намного чаще, нежели сейчас, когда отправлять посылку родственникам – и не модно, и без надобности – всё больше деньги пересылают на карточку. Отсюда и потери Почты в выручке. Да и с подпиской на периодические печатные издания дела обстоят не то чтобы очень – люди меньше стали выписывать газет и журналов. Причин тому несколько – во-первых, с появлением доступа к сети интернет у людей появилась возможность находить нужную информацию в сети, так что надобность в периодике отпадает. Во-вторых, в последние годы резко увеличилась стоимость газет и журналов для подписчиков, что связано, в том числе, с повышением почтовых тарифов. Например, сегодня каталожная цена на газету «Маяк Севера» всего 131,40 за полгода, а услуги почты по доставке газеты почти в два раза выше – 247,60. Вот и получается, что цена газеты – почти 400 рублей. Что говорить о глянцевых журналах, затраты на производство и доставку которых гораздо выше. В-третьих, уменьшение объёмов подписки связано, как уже отмечалось, с несвоевременностью доставки изданий – люди просто устают ждать и отказываются от подписки. И, конечно, на сокращении доходов туруханской почты сказалось сокращение федеральных структур, некогда работавших на территории.

Несмотря на все существующие проблемы и сложности, Ольга МОСИЕНКО смотрит в будущее достаточно уверенно и оптимистично: «Почта в районе себя не изживёт – наши услуги сравнительно недорогие и по-прежнему востребованные. Более того, спектр предоставляемых услуг будет только расширяться. Как только установят спутниковые тарелки, и мы получим доступ к интернету, в населённых пунктах появится электронная почта, что существенно сократит время обслуживания и повысит качество оказываемых услуг. Сейчас идёт сложный переходный период на новые технологии работы – компьютеризация почтовых отделений – это очень большой прорыв. Появится и онлайн-подписка, онлайн-продажа лотерейных, авиа и железнодорожных билетов. Перспектив много, нужно только подождать»!

Редакция

Картина дня