Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 26.07.2016 г.

Разговор с главой

Автор: Елена ГОРДИЕНКО

Актуальное интервью

Семь месяцев 2016 года позади.  Лето – самая жаркая пора для северных территорий (в этом году – в прямом и переносном смысле). Надо все успеть: провести ремонты, завезти уголь и горюче-смазочные материалы, подготовиться к  зимнему отопительному сезону. У Главы Туруханского района в это время напряженный график работы.  «МС» встретился  с Олегом Игоревичем ШЕРЕМЕТЬЕВЫМ, чтобы услышать из первых уст, чем живет район сегодня и что его ждет в ближайшем будущем.

- Олег Игоревич,  с 2016 года бюджет Туруханского района стал дотационным. Расскажите о его наполняемости и какие у нас в районе основные статьи расходов?

Параметры бюджета на текущий 2016 год составляют порядка 3,5 млрд рублей: как по расходам, так и по доходам. Основная доля расходов – это статьи, связанные с поддержкой коммунального хозяйства, так называемые выпадающие доходы, которые компенсируются предприятиям ЖКХ.  Это те деньги, которые позволяют удерживать тариф, в первую очередь это актуально для граждан, проживающих в Туруханске и в поселках на межселенной территории  – тариф на электроэнергию. Ясно, что выработка электроэнергии дизельными станциями достаточно дорогая, она дорогая не только у нас, а во всем мире. Для того, чтобы плата была разумной, разницу между стоимостью выработки и тем, что платит гражданин за себя по счетчику компенсирует краевой бюджет через предоставление соответствующей субвенции муниципальному району. Если говорить об объеме цифр, это порядка 1,5 млрд рублей, которые включены в доходную часть бюджета как безвозмездные поступления. Естественно, эти деньги достаточно серьезно администрируются, проверяются в соответствии с порядком, разработанным Правительством Красноярского края.

Чуть меньше 1 млрд рублей идут на расходы  образования в районе. Часть этих денег также субвенции, перечисляемые в районный бюджет из краевого бюджета, которые в первую очередь расходуются на функционирование школ. С этого года также из краевого бюджета предоставляется субвенция на содержание детских садов.

Итого, из 3 млрд – 2,5 млрд это  деньги,  которые уходят на две основные отрасли – образование и жилищно-коммунальную сферу, в которых мы, согласно 131 ФЗ, наделены  полномочиями, соответственно это основные расходные статьи бюджета.

Порядка 330,0 млн рублей у нас уходит на меры социальной поддержки. Остальные деньги – это деньги на развитие культуры, содержание аппарата, на выравнивание бюджетной обеспеченности тех наших поселений, где   сбор налоговых и неналоговых поступлений не такой значительный какой бы требовался для работы администрации поселения в полную силу.

Наши собственные доходы чуть более 1 млрд рублей. Если мы сравним с бюджетом двухлетней давности это меньше в два раза. Конечно с таким бюджетом мы не можем говорить о больших инвестиционных программах, но то, что касается текущей деятельности – пока нам удается сбалансировать бюджет. Для выравнивания дефицита районного бюджета краем предусмотрена сумма около 300 млн рублей, фактически это дотация для реализации наших полномочий и возможность закончить финансовый год без кредиторской задолженности.

В некоторой степени отсутствие больших собственных доходов заставляет более внимательно смотреть на программы которые разрабатываются в крае. И если в прошлом году мы в принципе не участвовали ни в каких конкурсах, а те заявки, которые подавались, из-за нарушений в составлении к рассмотрению не принимались, то в этом году мы уже получили два гранта: на обустройство парка Победы в п.Бор и для ремонта здания «Нефтяник», которое планируется использовать для развития детского спорта и занятий  физической культурой более взрослого поколения.

Активно в этой работе нам помогла Людмила Васильевна МАГОМЕДОВА. Она подсказала проблемные места в нашей заявке и, исправив их своевременно, нам удалось получить в том числе и эти деньги. А сумма грантов не маленькая, более 5 млн рублей.

- Район уже получил эти деньги?

Да, до нас доведены ассигнования, остается их правильно освоить. Когда первый этап ремонта будет завершен, мы получим деньги и рассчитаемся с подрядчиками. Ассигнования уже подтверждены соответствующей выпиской из Министерства.

- Поговорим об образовании. Как в районе обстоят дела с дошкольными учреждениями и есть ли очереди в детские сады?

- На сегодняшний день мы можем говорить об отсутствии очереди в дошкольных учреждениях района для наших маленьких граждан в возрастной категории  от 3-х до 7-и лет. То,  что касается детей возраста менее трех лет, то пока у нас очередь сохраняется. Мы работаем в этом направлении.

В этом году, в  дошкольно-образовательных учреждениях у нас запланированы небольшие косметические ремонты на наиболее острых участках в Туруханске и в Игарке. В Игарке мы предполагаем отремонтировать два детских сада и школу за счет денег компании АО «Ванкорнефть». В Туруханске – за счет собственных средств.

- АО «Ванкорнефть» оказывает спонсорскую поддержку району?

- Эта помощь не спонсорская, а в рамках программы поддержки развития территории. Она достаточно разноплановая – начиная от детского отдыха и заканчивая согласованными с администрацией района дополнительными финансовыми поступлениями.  Здесь хочется отметить, что именно в рамках поддержки социально-экономического развития района  уже заключены контракты и работают подрядчики по восстановлению клуба в п.Советская речка и по капитальному ремонту библиотеки в п. Старотуруханск. Я думаю, что  к концу августа, как и планировалось, в Совречке должна быть осуществлена приемка работ. В здании клуба проведен капитальный ремонт фундамента, основательно заменены стены. Что касается организации детского отдыха на черноморском побережье, то «Ванкорнефть» не финансирует эту программу уже несколько лет, дети отдыхают за счет районных денег.

- Зимой в Зотино сгорела средняя общеобразовательная школа. Вопрос о ее строительстве решается?

-  Министерством образования подготовлены проектные предложения, которые сейчас проходят согласование с Министерством строительства по дальнейшей реализации этого проекта на территории поселка  Зотино. Пока сказать, что в этом году начнем строить школу невозможно, потому что только в начале июля месяца были готовы все технические разделы. Ждем реакции Министерства строительства и после этого уже можно будет говорить о дальнейшей  работе по выделению денег. Деньги на строительство будут выделены из краевого бюджета.

 

- Одним из пунктов предвыборной программы «Единой России» на выборах в органы местного самоуправления был строительство спортивного комплекса. Проект сдвинулся с мертвой точки?

- Сейчас у нас  на руках откорректированный проект спортивного зала,  тот, который  был рекомендован нам  Министерством спорта. Аналогичный спортивный комплекс построен в Березовском районе. Мы ставили перед проектировщиками ряд своих условий. Во-первых, соответствующая климатическая зона, во-вторых,  нам надо было предусмотреть полноценное футбольное мини-поле. Повторюсь, проект уже готов и мы ждем очереди на рассмотрение его в госэкспертизе. Как только  госэкспертиза даст заключение,  продолжим работать по его финансированию. О целесообразности строительства с нашими коллегами из Правительства Красноярского края спорить больше не надо. Они относятся к этому объекту спокойно, считают, что он нужен району. Параллельно ведем переговоры с  руководством ЗАО «Ванкорнефть», они также  готовы рассмотреть возможность участия своего финансирования в строительстве данного объекта. Цена вопроса, если мне не изменяет память, порядка 119 млн рублей. Экспертиза покажет конечную цифру. Это адекватная, понятная цена, это не 250 млн рублей в ценах 1999 года. Я, честно говоря, даже не сомневаюсь, что спортивный комплекс удастся построить.

- У нас в районе единственное предприятие, осуществляющее сельскохозяйственную деятельность в условиях Крайнего Севера. Это ООО «Игарская организация сельского хозяйства и животноводства». Со стороны района ему оказывается поддержка?

- Данное предприятие поставляет свою продукцию в детские сады, школы и больницу г.Игарки, а также обеспечивает жителей города сельскохозяйственной продукцией. Сегодня районная власть лишена возможности оказывать прямую финансовую помощь предприятиям сельского хозяйства. Действующее законодательство такие бюджетные обязательства исключает. Мы можем помогать крестьянам только через систему социальных мер, прежде всего через поддержку на развитие инфраструктуры. Ежегодно за счет районного бюджета предприятию предоставляются финансовые средства для возмещения части затрат на поставку кормов, покупку птицы, приобретение биодобавок и медикаментов. На 2016 год также предусмотрена субсидия в размере 1010,0 тысяч рублей, в том числе 500,0 тысяч – на возмещение части затрат для поддержки сельхозпроизводства и 510,0 тысяч рублей на возмещение затрат, связанных с производством и реализаций хлеба. В текущем году предприятие пока за получением  мер соцподдержки не заявлялось. Надо не забывать, что поддержкой сельского хозяйства в большей степени занимается Правительство Красноярского края. Если ты находишься в реестре сельхозтоваропроизводителей  и сможешь доказать целесообразность финансирования своего производства, то ты обязательно получишь эту поддержку. И меры поддержки в крае беспрецедентны и огромны.

- В Туруханск  нельзя доставлять эти продукты, например зимой – яйцо? Оно не будет дешевле?

- Разницы откуда привезти яйцо – из Игарки или из Красноярска – нет, оно как стоило зимой  200 рублей, так и будет стоить. Если транспортные там поменьше, то закупочная цена в Игарке все равно выше чем в Красноярске. Да и нет там такого количества яиц, чтобы сюда возить, оно достаточно быстро расходится среди жителей г. Игарки.

- Олег Игоревич, сейчас вовсю идет подготовка к бюджету 2017 года. Изменения в основных его параметрах будут?

- Во-первых, районный бюджет сформирован на текущий год и плановый период. Основные его позиции находятся в общем доступе. Как и бюджет текущего года, он  соответствующим образом размещен в средствах массовой информации. Что касается самих параметров бюджета, то они сильно отличаться не будут.

В этом году уже принято решение, оно пока устное, но скоро от Правительства края придет соответствующий документ, что расходные статьи на содержание аппарата, на содержание учреждений, на приобретение ТМЦ и некоторые другие индексироваться не будут. Индексации скорее всего будут подвержены статьи, которые связаны с жилищно-коммунальным сектором, с приобретением продуктов питания для образовательных и иных учреждений, таких как учреждения соцзащиты. Вот пожалуй и все. Все остальное останется на уровне текущего 2016 года. Но опять же это будет только стимулировать нашу работу с Правительством края по привлечению дополнительных краевых денег на территорию района.

 

- Социальная политика. Какие социальные программы удалось сохранить, а что пришлось отменить за недостаточностью средств?

- В первую очередь, это  предоставление субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые имеют невысокий доход – меры соцподдержки, которые приняты на уровне края и переданы нам на исполнение, а также финансирование социальных программ, принятых в районе. Несмотря на  достаточно напряженный сбор  налоговых и неналоговых платежей в бюджет района, в этом году   продолжает функционировать  программа по  поддержке граждан в трудной жизненной ситуации, работает  программа по компенсации расходов на проезд к месту получения медицинской помощи по показаниям докторов.  Под эти программы разработаны соответствующие порядки и те граждане, которые подходят под них, могут рассчитывать на поддержку со стороны муниципалитета. Всего на территории района  действует 13 социальных программ на общую сумму 230 млн рублей. Все программы за счет районного бюджета.

- За период Вашей работы сменились все заместители главы района, все руководители управлений. Вы собрали свою команду?

- Это нормальная ситуация, когда в процессе работы происходит ротация в коллективе. Все назначения можно расценивать как продвижение по служебной лестнице и никак иначе. Например, Марина Станиславовна ЖОСАН долгое время работала в управлении образования, Александр Леонидович АРЗАМАЗОВ – человек достаточно известный в органах местного самоуправления района.

Да, ротация произошла, но это текущая спокойная ротация кадров.  Кто-то приходит, кто-то уходит, кому-то стиль работы подходит, а кто-то не может работать. Ничего в этом страшного нет. Мне надо чтобы люди умели работать, сохраняя темп который предложен. Кто не может справиться, тот отходит в сторону, кто справляется – тот продолжает работать. Нельзя сказать, что в администрации проведена кадровая чистка, такой задачи не было. Я бы это назвал в большей степени естественной ротацией. Я думаю не один из тех людей, кто в свое время работал в администрации и на сегодняшний день по ряду причин ушел, кто-то на пенсию, кто-то просто устал, не один человек не скажет, что его заставили, что его выгнали, или же просто указали ему на дверь без указания на то причин. Все назначения – это назначения тех людей, которые живут в Туруханске, которые готовы здесь жить, здесь работать.

- Сейчас много разговоров вокруг муниципального предприятия «Надежда»…

- Если смотреть по предприятию «Надежда», то когда расстались с предыдущим директором, нескольким предпринимателям было предложено возглавить и поработать в нем. Но поработать на определенных условиях, понимая, что это муниципальная собственность, что у него есть определенные задачи, в том числе и социальная нагрузка. Желающих не нашлось…

Сейчас предприятие  работает, выполняет свои функции, готовится к следующему году, участвует в торгах.

- Собственных оборотных средств у них достаточно? Например, в этом году до начала навигации не хватило муки.

- То, что касается муки, здесь ситуация немного другая.  В конце навигационного периода 2015 года один из предпринимателей, занимающийся выпечкой хлеба сообщил, что у него нет возможности завезти муку и поэтому он не будет выпекать хлеб. Поскольку это был конец навигации, естественно, вопрос  кто же будет дальше выпекать встал остро. Мы постарались эти объемы распределить среди тех, кто занимается выпечкой хлеба, но полностью заменить весь объем не удалось, да  это и невозможно было сделать. Мы знали, что такая ситуация произойдет, в принципе были к ней готовы. 

Сейчас, что касается «Надежды», то  в первую очередь как раз была проведена работа по увеличению мощностей для  дополнительной выпечки хлеба на тех площадях, которые используются в «Надежде», улучшены условия труда  персонала. В этом году конечно же мука будет завезена с учетом необходимости дополнительной выпечки.

 В рамках программы по субсидированию хлеба кредитование не предусмотрено, но, что касается именно хлеба и, зная предпринимателей которые будут его выпекать, это ведь свои предприниматели, а не какие-то залетные, конечно же аванс на завоз муки может быть выдан. При формировании экономически обоснованной цены одного кг выпеченного хлеба мы готовы включить и тот процент, который предприниматель будет платить банку при привлечении кредита. Когда предприниматель кредитуется у него появляется своя кредитная история, появляется возможность дальше развиваться. И банки готовы давать, только работать с ними надо открыто и честно. А имея за собой три закрытых предприятия и одно, которое стоит в стадии  ликвидации, конечно бессмысленно идти просить кредит.  Конечно же такому предприятию никто никакие деньги не даст. Это является, может быть к сожалению для некоторых, неким элементом санации нашего предпринимательского сообщества. То есть тот, кто не может и не умеет  вести бизнес, тот и не должен этим заниматься, потому что за ними, как правило, стоят люди, их благосостояние и благополучие.

- В начале года шли разговоры, что северный завоз будет осуществляться централизовано через край. Как идет подготовка к отопительному сезону?

- Край никогда уголь не покупал. Предприятия всегда сами его покупали и сейчас покупают. Завоз идет.  Это опять из разговора, если ездят пароходы, то зачем нужна лодка из папье-маше? Есть федеральный закон, есть закон о конкуренции, есть требования федеральной антимонопольной службы каким образом должны проходить те или иные конкурсные процедуры.

Есть законы, которые издаются краевым законодательным органом, где прописывается, что и как должно быть, допустим в той же сфере ЖКХ.  Федеральный Закон № 223 четко определяет каким образом предприятие коммунального сектора должно проводить торги. Всем помнятся предыдущие годы, когда, к сожалению, по ряду причин, искусственно на мой взгляд надуманным, было сформировано недоверие, даже в большей степени негатив, к коммунальному сектору Туруханского района как со стороны администрации района, так и со стороны Правительства Красноярского края. Тогда то  проведение торгов по закупке дизельного топлива, масел, каменного угля передали в агентство государственного заказа и уголь в прошлом году начали торговать чуть ли не в мае месяце. Пошла череда длительного согласования, череда длительных каких-то полумер, полушагов: давайте мы еще вот это перепроверим, давайте еще перепроверим вот это, для чего вам вот так надо? И самое интересное, что заказчиком выступало предприятие и платило за заказ из собственных средств. Предприятие говорит: «Нам нужна такая-то номенклатура, нам надо завести в эти населенные пункты, нужно завести именно такое количество». Перепроверяют... Все это потому, что появляется должностное лицо от которого ждут решения, а оказывается, может грубо будет сказано, оно не в теме.

В итоге,  один из участников торгов подал в федеральную антимонопольную службу заявление о том, чтобы признать действия агентства муниципального заказа неправомочными и во всех инстанциях арбитражного суда доказал свою правоту. Поэтому в этом году ОАО «Туруханскэнерго» работает в этом плане самостоятельно. Но ни в коем разе нельзя говорить, что они сами решают вопросы и сами себе на уме. Буквально две недели назад в Министерстве ЖКХ и строительства прошло совещание, где присутствовал я, присутствовал Василий Иванович БУЛГАКОВ, генеральный директор ОАО «Туруханскэнерго», и мы докладывали о том как проходит подготовка к зиме, а один из элементов подготовки – это организация завоза. Буквально на той неделе, на совместном с Министерством ЖКХ и строительства совещании в Министерстве финансов, опять же докладывали каким образом подтвердить выпадающие доходы, которые возникли в предыдущие годы.  И конечно, еще раз хочется отметить, обидно, что при наличии больших денег в предыдущие годы накапливались серьезные долги.  Сейчас нам приходится по этим долгам рассчитываться,  растворять, разгребать их, доказывая целесообразность дополнительного финансирования.  Один из основных доводов, конечно же, подготовка и организация завоза.

Уголь на территорию идет. В те населенные пункты, где ограничено время завоза, уголь уже завезен. Туда же завезено и дизельное топливо. В Игарку уголь отгружается. Все идет в нормальном спокойном русле. Неужели вы думаете, что Василий Иванович БУЛГАКОВ – человек с богатейшим опытом работы,спокойно бы почивал у себя в кабинете, сидя в кресле, зная, что у него нет сырья для того, чтобы организовать дальнейшую деятельность предприятия.

ОАО «Туруханскэнерго» на сегодняшний день находится в процедуре наблюдения. В сентябре при арбитражном суде состоится  первое заседание кредиторов. Предприятие  не в патовой ситуации. Патовая ситуация это когда не выплачивается заработная плата, не платятся налоги. Конечно, у  предприятия накопились большие долги по расчетам с поставщиками, опять же к сожалению, за предыдущие периоды. Но все идет в правовом русле и, я уверен, что придет к нормальной развязке, к нормальному завершению.

И если никто не бегает с флагом и не не кричит громко об этом – это не значит, что никто не работает. Гораздо качественнее работа получается тогда, когда она идет планомерно и ритмично.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

218