Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 78 от 13.11.2020 г.

«МАРЬИНО ПОЛЕ», ИЛИ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ

Автор: Валерий КОНИЩЕВ

Любовь и память стали ведущими темами постановки Туруханского народного театра «ПОЗДний диалог» по пьесе О. Богаева «Марьино поле».

Столетняя Марья – главная героиня, не отказалась от надежды, что муж Иван вернется с фронта, постучит ночью в окно, зайдет в избу, сядет рядышком, как в молодости, до войны. Как вдруг дождалась весточки, узнала, что пора бежать встречать Ивана в канун Дня Победы. Рассказала подружкам-сверстницам Серафиме и Прасковье – они вместе нарумянились, запрягли корову Машку и поспешили на станцию… Путь деревенских вдов – символ преодоления самых разных препятствий на пути упрямой веры. Неважно, была ли девушка женой или подругой сердца, жила ли она с возлюбленным душа в душу или громко ссорилась каждый вечер, судьба каждой сливается в одну судьбу – вдовью.

Трио исполнительниц главных ролей приятно удивляет своей сыгранностью и профессионализмом. Каждый созданный образ индивидуален и неповторим, для каждой из старух актрисы находят свои характерные жесты, говор, манеру поведения. Марья в исполнении Ольги Григорьевой – активистка, заводила, неуемная и, по-видимому, бессмертная. Серафима (Марина Копылова) – основательная, домовитая, иногда несдержанная и в то же время по-девчоночьи обидчивая. Прасковья (Юлия Убийко) получилась самой молодой в этой троице – вечная невеста, застенчивая и романтичная.

Минимум декораций, но игра актеров, музыкальное сопровождение заставляют переживать. Это держит внимание и не дает ни малейшего шанса расслабиться и выключиться из происходящего на сцене.

На пути старух встречаются странные, но хорошо узнаваемые люди. Будто кто-то подстраивает им встречи со своими воспоминаниями. Вот Гитлер с помощником доктором Геббельсом (Денис Дронов) устраивает им «баньку», вот Сталин (Вадим Посохин), которого именно так представляла одна из героинь: «Всю жизнь, когда на его рожу глядела, представляла себе, как он сидит на ведре». Или вдруг встретили Левитана (Олег Колбасенко). И это тоже из воспоминания военных лет: голос-то его раздавался из «тарелки», висящей высоко на стене. Только в этот раз Левитан не просто сводки от советского информбюро читает, а сообщает старухам то, что наверняка каждая из них все эти годы мечтала услышать: «Важное правительственное сообщение. Уважаемые вдовы Советского Союза, Центральное главнокомандование информирует вас о том, что все похоронки высланы вам по ошибке. Все ваши мужья живы. Ура! Мы приносим каждому свои извинения. С Победой вас, вечные вдовы!»

Человек-гриб (Павел Южаков) – маленький персонаж, весело рассказывающий анекдот. Сцена идет не больше трех минут, а сколько правды и боли передает актер, найдя доверительную интонацию. Он разговаривает с женщинами не как сказочный герой. Просто, реалистично доносит до своих собеседниц-путешественниц трагические истины.

Сон и явь, мечта и горькая реальность переплетены в этом странном спектакле. Чего стоит сцена, когда старухи засыпают и во сне к ним приходят их давно убитые мужья. «Не для меня придет весна, не для меня Дон разольется…» – раздалось где-то в глубине зала, в какой-то момент понимаю, что это не просто фонограмма. Режиссер вывел в зал трех мужей, а с ними Яшка-гармонист. Каждый пел для своей, для той, ради которой жил и погиб. А она в очередной раз во сне рассказывала, как любит, как ждет… Описать словами сложно то, что происходило на сцене. Скажу одно, я в этот момент не стеснялся своих слез.

Уже после спектакля, мысленно возвращаясь к увиденному, ловил себя на мысли, как тонко и четко через юмористические моменты показан народ, который «радостно» строит с песней коммунизм, несмотря на то что их с этой песней отправляли в мясорубку, как пушечное мясо.

В конце спектакля женщина в черном (Елена Абросимова) спрашивает у Марьи: «Забыла, сколько раз ты его ждала?! Турецкая, Японская, Финская, Гражданская, Первая мировая была, Вторая! С Куликова поля ждала Ваньку, помнишь?! И каждый раз ты меня умоляла: «Отпусти меня, смерть, мне Ваню с войны встречать надо»… Ты что, вечно его ждать собралась??? Зачем???». «Мне надо», – отвечает Марья. Так ждать может только женщина, которая любит.

Невзирая на тяжелую тему «Марьиного поля», спектакль нельзя назвать трагичным: он не боится смешить и иронизировать.

Спасибо режиссеру Валентине Поздняковой за столь интересный взгляд на историю, спасибо актерам за их прекрасную игру!

В конце своей статьи хочу сказать, в мгновение слетает вся будничная шелуха, забывается все суетное… Остается только вечность. Только любовь.

https://vk.com/club194224355?w=wall-194224355_143

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

5