Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 09.04.2019 г.

С праздником! ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Ежегодно 6 апреля сотрудники органов предварительного следствия отмечают годовщину образования следственных органов в системе МВД России. История образования следственных органов в МВД идет с далекого 1963 года

6 апреля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета СССР право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка, именно с этого момента и было начато создание следственного аппарата органов внутренних дел. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений.

Однако если окунуться немного глубже в историю, то следователь, как процессуальная единица существовала гораздо раньше. До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией.

Указом от 8 июня 1860 года императора Александра II были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. Большинство следователей того времени не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях до 200-400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16 тысяч квадратных верст.

По Уставу уголовного судопроизводства 1864 года следователи назначались императором по представлению министра юстиции.

В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а 1875 году — следователей по особо важным делам окружных судов.

Следователь обязан был с полным беспристрастием выяснять обстоятельства как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его, собственной властью принимать все меры, необходимые для производства следствия, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

После Октября 1917 года прежняя судебная система практически полностью была разрушена, органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.

Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

В сентябре 1928 года следователи были изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам.

17 декабря 1933 года ЦИК СССР утвердил Положение о Прокуратуре СССР, которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам.

10 июля 1934 года был образован наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

На практике большинство уголовных дел расследовалось органами милиции. Для их расследования непосредственно перед Великой Отечественной войной в аппаратах уголовного розыска и БХСС ведомственным приказом были созданы «следственные» отделения. Руководство ими осуществлял «следственный отдел» Главного управления милиции НКВД СССР.

В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений согласно УПК РСФСР 1927 года производилось дознание. Следственный аппарат оставался в органах прокуратуры, однако из-за его малочисленности предварительное следствие по большинству уголовных дел осуществляли органы милиции.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 года, и уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь был ликвидирован.

В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием и имевшие квалифицированных специалистов с необходимым опытом и профессиональной подготовкой, по закону могли теперь выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести следствие в полном объеме, а проводили только дознание.

Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка.

В дальнейшем изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство, значительно расширили подследственность следственных аппаратов органов внутренних дел. Так, в 1965 году к их ведению были отнесены наиболее сложные дела о хозяйственных преступлениях, в 1978 – преступления, совершенные несовершеннолетними, а с 1 января 1997 года – все преступления, совершенные в экономической сфере.

Если в 1966 году следственными аппаратами органов внутренних дел было расследовано 67 процентов всех уголовных дел в стране, а в 1978 г. – 76 процентов, то сегодня следственный аппарат МВД России является крупнейшим в системе правоохранительных органов, им расследуется 70 процентов всех зарегистрированных преступлений и 93 процента преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным.

В составе Отдела МВД России по Туруханскому району также имеется следственный орган – следственное отделение ОМВД России по Туруханскому району, у которого также имеется своя богатая история. В разное время в следственном подразделении несли службу и оставили свой след в истории Туруханского следствия, уважаемые сотрудники: А.И. Краснопеев, В.Г. Жданов, Н.А. Макаров, А.Н. Дружинин, А.К. Макарова, Захарнева Л.Л. ЗАХАРНЕВА, которые отслужили в следствии не один десяток лет.

В настоящее время штат следственного подразделения вместе с руководством составляет девять сотрудников. В с. Туруханск осуществляют свою деятельность старшие следователи: майоры юстиции Н.Н. Попова и О.В. САЛЮК, следователи: капитаны юстиции Т.Р. МАХМУДОВ и В.В. ХАРЛАНОВА под руководством майора юстиции И.В. КАВТАСЬКИНА

В г. Игарка осуществляют свою деятельность следователи: майор юстиции Л.Н. Гречанина и капитаны юстиции М.В. Миллер и А.В. Миронова под руководством молодого и перспективного руководителя, капитана юстиции В.С. Попкова.

Важно отметить, что коллектив следственного подразделения является одним из самых молодых в Отделе и в тоже время состоит из наиболее опытных сотрудников, все сотрудники имеют высшее юридическое образование, опыт работы в следствии в среднем не менее 10 лет. Большую часть сотрудников следствия составляют девушки, молодые и целеустремленные, грамотные и ответственные сотрудники, которые наравне с мужчинами выполняют возложенные на них обязанности, осуществляют командирование по району на моторных лодках, снегоходах, вертолетах, заступают на суточные дежурства в составе следственно-оперативных групп, расследуют уголовные дела различной категории.

Поздравляю сотрудников и ветеранов следственных органов системы МВД России с очередной годовщиной со дня образования и желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, благополучия, счастья, оптимизма и успехов!

Иван КАВТАСЬКИН, начальник СО ОМВД России

по Туруханскому району

майор юстиции

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

7