Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

11.09.2018 16:29 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 11.09.2018 г.

ЭНЕРГИЕЯ СЕВЕРА НА КРАСНОЯРСКОЙ ЗЕМЛЕ

Неоднократно будучи в Совречке поражалась насколько у жителей маленького северного посёлка развито чувство национального самоопределения. Каждый из них не только знает историю и культуру своего народа, но и верен обычаям, традициям. Лишний раз убедиться в этом помогла случайная встреча.

Сбывшей жительницей посёлка Советская Речка Лидией САНГИНОВОЙ, в девичестве ДАВИНДУК, и её дочерьми, мы с Надеждой ДАШКИНОЙ, депутатом районного Совета, встретились на Российском патриотическом фестивале, проходившем в столице региона. На одной из локаций поневоле обернулась на знакомый голос, и встретилась глазами с молодой женщиной, которая узнала в нас сотрудников газеты «Маяк Севера».

Лидия САНГИНОВА (ДАВИНДУК), когда-то жила в посёлке Советская Речка, потом в Туруханске, а с 2015 года переехала с мужем и детьми в Красноярск. Как поясняет Лида, очень захотелось им с супругом дать дочерям хорошее образование, которое, учась в Совречке, получить достаточно сложно. В посёлке оленеводов дети могут закончить только несколько классов, а потом им предстоит жить в интернате. Молодые родители, не готовые расставаться со своими детьми, переехали в Красноярск.

Но, став жительницей мегаполиса, Лида так до конца не смогла расстаться ни со своими корнями, ни со своим Туруханским районом. Здесь в столице региона Лида, эвенка по национальности, пропагандирует культуру, обычаи и традиции коренных малочисленных народов Севера. В краевом центре она даёт мастер-классы по изготовлению сувениров, бисероплетению. Лидия – активный участник многих краевых мероприятий и праздников. Организаторы регулярно приглашают молодую талантливую женщину, где она, вместе с представителями диаспоры коренных малочисленных народов организует локации, рассказывающие о жизни на далёком Севере.

Вот и в этот раз, жители и гости краевого центра смогли примерить национальную одежду эвенков, сфотографироваться возле чума, взять уроки по бисероплетению и вышивке.

«Вот этот магнит в виде солнышка – оберег для дома. Синий цвет – цвет неба, белый – цвет снега. Вот олень, он тоже из бисера. Вот оберег – для сохранения семьи. А вот игрушка, сделанная из кости оленя. Она сохранилась с моего детства – родители мастерили для меня», – рассказывает и показывает Лида свои экспонаты.

Про таких как Лида говорят, рукодельница. Её работы, вышитые бисером – уникальны. Каждая поделка, каждый сувенир, пропитанные духом Севера, вобрали в себя многовековую историю кочевого народа. В Красноярске работы Лиды востребованы. Ей заказывают настенные панно, сувениры, брелки, обереги в машину, игрушки. Особой популярностью пользуются вышитые умелицей ободки на унты. Заказы в основном получает от бывших северян, выехавших на материк, но продолжающих сохранять обычаи и традиции своего народа. Но есть и другой интерес к творчеству Лидии – историко-культурологический. Работы северянки можно встретить в Краеведческом музее города Красноярска.

Дар рукоделия Лидии передался от мамы. Совреченская умелица Клара ДАВИНДУК обучила дочерей искусству бисероплетения, шитья, вышивания. После выезда из Совречки мама Лиды стала передавать юным жительницам Туруханска премудрости северного рукоделия. Несколько лет Клара Ивановна в центре детского творчества «Аист» обучала девчонок райцентра искусству бисероплетения.

Лида вся в мать. Свободное время она посвящает любимому делу. Вышиванием бисером занимается по несколько часов в день. Особенно хорошо идёт работа зимой, когда ночи длинные. Бывает, просиживает с иглой по четыре пять часов. Верность традициям и обычаям она передала своим дочерям. Пятилетняя Ангелина пока только плетёт из бисера. А девятилетняя Самира уже вышивает бисером на ткани, лихо управляясь с иголкой и ниткой. Вместе с мамой девочки участвуют во всех краевых праздниках. На мастер-классах они кропотливо выкладывают маленькие цветные стёклышки, превращая их в незамысловатые, но безумно красивые северные орнаменты.

В разговоре выясняется, что семья Лиды интернациональная. Она – туруханская эвенка. Супруг – таджик. С Исфандером Лидия познакомилась в Туруханске, когда он приехал работать в северное село. Познакомившись, молодые люди быстро нашли общий язык. Лида, говорящая на русском и эвенкийском, без проблем привыкла к родному языку мужа. Сейчас она достаточно хорошо понимает по-таджикски, правда, пока не говорит. А вот дети САНГИНОВЫХ свободно общаются на трёх языках – эвенкийском, русском и таджикском. Лида, смеётся: «Гремучая смесь получилась»!

В национальной семье чтут традиции и обычаи каждого народа. Особенно это проявляется в кулинарии. Готовят плов, шашлык, причём зачастую маринуют мясо оленя. Любят холодец из оленины, лепёшки на оленьем жиру (ому).

На реплику, о том, что здорово, кода есть люди, сохраняющие и пропагандирующие национальную культуру, Лидия грустно вздыхает: «Да вы знаете, мне иногда кажется, что сейчас это никому и не надо уже. Но я не могу по-другому. Это моя жизнь и мне просто необходимо этим заниматься. А ещё это – моя память».

Память о далёкой северной Совречке, расположенной на другом конце Красноярского края. Там, в Туруханском районе, на озере Советское, вместе с мужем и шестью детьми живёт её родная сестра Ирина ЧУДИНОВА. Кочуя по тундре, она другой жизни, в отличие от Лиды, не мыслит. А сама Лидия, хоть и живёт в Красноярске, очень скучает по Советской Речке, по своим родным, по бескрайним просторам и таким забавным северным оленям. Частичка её души осталась там, на малой родине. А вторую частичку она вкладывает в своё творчество, даря жителям большого мегаполиса энергию холодного, но такого загадочного и прекрасного Севера. АП

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3