Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

19.04.2018 22:23 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от  19.04.2018 г.

«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ»

Автор: Татьяна ЛЕБЕДЕВА

Выставочный год в Краеведческом музее Туруханского района традиционно начался с открытия информационной выставки «Памятные даты земли туруханской». Все памятные даты 2018 года из истории нашего района и Красноярского края вписаны в этот своеобразный календарь.

ПРИШЛЫЕ ЛЮДИ

Вместе с Татьяной СЕРГИЕНКО, директором Краеведческого музея, «МС» отправляется в увлекательное путешествие по выставке, в те далёкие времена, когда на территории туруханской земли появляются первые пришлые люди – первопроходцы, и начинается постепенное её освоение.

«Для 2018 года юбилейным в XVI веке становится год 1598-й, – рассказывает Татьяна Юрьевна. – Кто-то заметит, что в этом веке ещё не было жителей на туруханской земле. Но именно в этом году Борис ГОДУНОВ отправляет из Москвы специального нарочного Фёдора ДЬЯКОВА, чтобы «принёс он вернейшие сведения о самоедское земле Мокасее, лежащей между реками Тазом и Енисеем». Возможно, если бы Фёдор ДЬЯКОВ не доехал до реки Таз и не получил эти наиважнейшие сведения, то последующие цари никого бы в наши края отправлять и не стали. .. И уже в 1603-м году Мангазейскому воеводе приказано было устроить в граде Мангазее гостиный двор, церковь, а главное – накрепко смотреть за приходящими с Руси торговыми людьми, чтобы они не ходили в самоедские стойбища за торгом и тем, кто в ряду царской таможни, не подрывали её доходов».

Эти факты говорят о том, что ещё до 1603 года уже стоял на реке Таз небольшой городок (острог с четырьмя угловыми башнями, с одной центральной проезжей башней и городнями), только для того чтобы в них разместилось всё перечисленное. Была учреждена и поставлена царская таможня, которая собирала налоги с приходящих сюда торговых людей. Если была царская таможня, значит, и торговых людей было немало. А налог брался, как известно, не только монетой, но и в первую очередь «мягкой рухлядью» – пушниной.

Как проходила жизнь на туруханской земле? «Была она одновременно и простой, и очень жёсткой, – говорит Татьяна СЕРГИЕНКО. – Потому что тех удобств, к которым мы привыкли сегодня, в те времена не существовало. Не было и стрессовых состояний, которые настигают нас сейчас, в нашем искусственном, по сути говоря, мире. Люди жили в природе, а не рядом с природой, как мы, рыбачили, охотились, добывая себе пропитание, не копили запасы. Отправляясь в поход, в начале XVII века, молодой человек задавался целью – добиться для себя определённых финансовых средств, которые ему не могли предоставить родители. Юноше хотелось жениться, иметь собственный дом – полную чашу и так далее. Если провести аналогию с современностью, то сейчас молодёжь отправляется на Ванкор, в Туруханский район, в ту же самую территорию, чтобы получить высокий заработок. И тогда тоже нужно было заработать».

Самый известный из таких молодых людей, приехавший на Север, чтобы поддержать своих родителей, жителей ярославской земли, града Ярославля, – Василий МАНГАЗЕЙСКИЙ, или, как его тогда могли называть, Василий ЯРОСЛАВЕЦ. Он с первыми отрядами казаков, землепроходцев как раз попадает в Мангазейский городок, и все дальнейшие события приводят его к посмертной известности и славе, к тому, что он становится первым святым, на земле Сибирской просиявшим, – события 400-летней истории туруханских земель.

«Он был совсем юный подросток, но в старину люди взрослели очень рано, – отмечает Татьяна СЕРГИЕНКО. – При желании родителей девочка 12 лет выходила замуж. И молодой человек, соответственно, становился мужем. Но люди раньше и старели. В 40-45 лет это были уже дедушка и бабушка. Хотя, и тогда были те, кто доживал до глубокой старости, до 80-90 лет. Правда, процент живущих так долго процентом и оставался. Тем более, что жизнь проходила в экстремальных условиях, в испытаниях для человеческого организма – существовали и эпидемии, и низкие температуры, и недостаток пищи».

ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

С XVII века по Туруханскому району начинают закладываться новые сёла. Два самых старинных ведут свой отсчёт с 1607 года – Старотуруханск (Туруханское зимовье) и нынешний Верхнеимбатск (Инбатское зимовье). В 1608 году появилось ещё одно зимовье – Бахта, в устье одноимённой речки.

Чтобы освоение Сибири шло как можно легче, государство давало преференции – согласно правительственному указу 1613 года переселенцам была положена льгота, по которой они полностью освобождались от подати (налогов), им выплачивалось денежное пособие, они обеспечивались семенами и продуктами земледелия. Причём, основывались не просто сёла или ставились зимовья, а целые слободы – огромные территории, охватывающие сразу несколько зимовий, с угодьями. Так появились они около нынешего села Ярцево, затем возле села Ворогово – Дубчесская слобода.

«Первопроходцами были даже не земледельцы и не торговые люди, а казаки, которые отправлялись в походы, – продолжает свой рассказ директор музея. – В 1613-м году состоялся поход братьев Ерофея и Никифора ХАБАРОВЫХ. Они отправились из Туруханского зимовья вниз по Енисею, в плавание через Карское море. Конечно, больше известны в Ледовитом океане братья ЛАПТЕВЫ. Но и ХАБАРОВЫ заслуживают нашей памяти. В 1618-м году, буквально через пять лет, проходит экспедиция мангазейских стрельцов, которые также обследуют морское побережье между реками Кара и Енисей. В 1648-м году состоялся поход Якова СЕМЁНОВА на Анабар, первое плавание по Хатангскому заливу к устью реки Анабар. Анабарский район в Туруханский край административно вошёл в 20-е годы прошлого столетия, затем в 1930-м году был передан в Таймырский национальный округ».

ТУРУХАНСК

Одна из наиболее важных дат в истории нашего района – окончательное перенесение административного центра Мангазеи в Туруханское зимовье. Туда же переходит и воеводское управление. Начинается строительство нового города, который назвали Новой Мангазеей.

Экспедиции продолжаются в течение всего XVIII века. Это был век Великой северной экспедиции, а Туруханск служил её опорным пунктом. Самое известное путешествие – лейтенанта ОВЦЫНА. Из города Обдорска он переходит по Обской дуге, по морю заходит в Енисейский залив и добирается до Старотуруханска, проплывая мимо Монастырского, которое к этому времени уже активно существует.

Административный центр современного Туруханского района на протяжении своей истории неоднократно менял название – он был и Ново-Туруханском, и селом Монастырским, и просто Монастырём. Это связано с тем, что село возникло только спустя десять лет после основания в нём монастыря.

По словам Татьяны СЕРГИЕНКО: «В просторечии это название – Монастырь сохранялось ещё очень долго, вплоть до начала ХХ века. А это, пожалуй, самая крепкая словесная память, она порой и учёным даёт очень важные, ценные сведения. И то, что в Свято-Троицком Туруханском монастыре хранятся мощи человека, который открывал эти земли, Василия МАНГАЗЕЙСКОГО, для всех жителей туруханских земель очень важно. Это стержневая линия, исторический лифт между началом XVII и ХХI века».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1598

Борис Годунов отправляет из Москвы специального нарочного Фёдора Дьякова, чтоб принёс он вернейшие сведения о самоедской земле Мокасее, лежащей между Тазом и Енисеем.

1603

Мангазейскому воеводе приказано устроить в Мангазее гостиный двор, церковь, а главное, «накрепко смотреть за проходящими с Руси торговыми людьми, чтобы они не ходили в самоедские стойбища за торгом и тем ко вреду царской таможни не подрывали её доходов».

1608

По велению воеводы Жеребцова отряд крещённого пустозёрского самоеда Игнатия Ханептека отправился на восток «встречь солнцу», дошёл до кочевий тунгусского племени буляши на среднем течении Нижней Тунгуски и объясачил его.

Заложено зимовье старинной русской деревни Бахта в устье одноимённой речки.

1613

Правительственный указ даёт переселенцам в Сибирь льготы, они освобождались от подати, им выплачивалось денежное пособие, они обеспечивались семенами и продуктами земледелия.

Братья Ерофей и Никифор Хабаровы из Туруханска двинулись вниз по Енисею в плавание через Карское море.

1618

Второй год экспедиции мангазейских стрельцов для обследования морского побережья между рр. Кара и Енисей.

1668

Воевода мангазейский Родион Павлов приказал из-за «хлебной скудности» перевести «на вечное жильё» казаков и стрельцов в Туруханское зимовье. Туда же перешло воеводское управление.

1688

Умер основатель Туруханского Свято-Троицкого монастыря иеромонах Тихон (в миру Тимофей) /ок. 1614-1688/

1733

Первый год работы Великой Северной экспедиции, когда Туруханск стал опорным пунктом Ленско-Енисейского и Обь-Енисейского исследовательских отрядов исследователей Х.П. Лаптева, С.И. Челюскина, Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина и Г.Ф. Миллера.

1738.01.09.

Пятый год работы Великой Северной экспедиции. Лейтенант Овцын, выйдя из г. Обдорска, прошёл Обскую губу, обогнул мыс Матте-Сале, вошёл в Енисейский залив и добрался до г. Туруханска.

1788

Игумен Свято-Троицкого Туруханского монастыря Мисаил назначен Преосв. Варлаамом Епископом Тобольским. Он совершил первую миссионерскую поездку в 1788-1789 годах.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

11