Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

29.03.2017 09:34 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 28.03.2017 г.

Олег Поздняков: «Быть актёром – тяжёлая ноша!»

Автор: Елена САВИНЧЕВА

Под светом рампы

Во всем мире 27 марта отмечают День театра. В преддверии праздника «МС» встретился с Олегом ПОЗДНЯКОВЫМ, директором Туруханского районного дома культуры. Разговор шёл о таком явлении, как народный театр,  режиссёром которого является Олег Александрович.

ТЕАТР ГОРОДА ТУРУХАНСКА

– Позволю начать разговор с шутки одной из самых одиозных исторических личностей прошлого столетия  Иосифа СТАЛИНА. Так вот, СТАЛИНА однажды спросили, когда поселение можно считать городом, на что тот ответил: «Когда театр есть – тогда город. Когда нет – деревня»... Туруханск – это город или деревня?

(Смеётся)! Если по такому принципу, тогда Туруханск город. У нас даже два театра. Один  народный  – «Диалог»,  другой – «Спутник», детско-юношеский театр, где занимаются дети от 6 до 18 лет. Один раз в год «Спутник» обязательно выдаёт премьеру. «Клетка» – последний  совместный спектакль, поставленный двумя театрами.

– Как возник Туруханский народный театр? Кто стоял у истоков? Почему родилась идея организовать именно театр, а не ограничиться художественной самодеятельностью? Какой постановкой ознаменовался первый театральный сезон?

– Изначально в Туруханске, действительно, была художественная самодеятельность.  В ней участвовали, в основном, работники узла связи и аэропорта. Они ставили неплохие спектакли, но всё это было на самодеятельном уровне.  В 1975 году в Туруханск приехал Анатолий Васильевич ГУРЬЕВ. Он устроился работать режиссёром в отдел культуры, а уже в 1976-м году им был поставлен первый спектакль по пьесе ЧЕХОВА «Медведь». Этот год и считается годом основания Туруханского театра, которому в 1980-м году было присвоено звание народного. В Красноярске тогда решили, что Туруханский театр достоин звания народного. С тех пор каждые три года мы это звание подтверждаем. В этом году, 6 марта, Указом Губернатора Красноярского края Виктора ТОЛОКОНСКОГО нам в очередной раз подтвердили звание «Народный театр» Красноярского края.

ТЕАТР СОХРАНИТЬ

– Как Вы попали в театр?

– В Туруханск я приехал в 1979-м году. А в 1980-м режиссёр ГУРЬЕВ взял меня артистом театра. Когда в 1986-м году он умер, на эту должность просто некого было поставить. Работая в органах МВД, я взял на себя и руководство театром в качестве общественной нагрузки. В 1999-м я перешёл работать в Дом культуры на основную работу.

–  Какие, на ваш взгляд, моменты были самыми радужными, а какие трудными за всё время существования театра?

– Самым критическим моментом для театра был момент когда ушёл из жизни Анатолий ГУРЬЕВ. Тогда театр хотели вообще закрыть. Никто не хотел брать на себя ответственность по руководству театром. Мы были в подвешенном состоянии. Нет помещения, куда-то пропали все документы. На тот момент нам повезло, что в театр ходили люди разных профессий, специальностей и должностей. В труппе играл второй секретарь райкома партии – Игорь ВОЛЬХИН. Я обратился к нему, он вышел на первого секретаря Анатолия ШАДРИНА.  И в отдел культуры было дано указание – театр сохранить.

Если говорить о хороших моментах, это, конечно же, поездки на краевые фестивали. Любой фестиваль в Красноярске уже праздник! Знакомишься с людьми, видишь и узнаёшь много нового. К примеру, у нас был спектакль в котором в декорациях использовался бутафорский  железнодорожный вагон. Так вот, когда мы с этим спектаклем поехали на краевой фестиваль, то до посёлка Бор декорации везли на Ан-2, там перегружались на другой самолёт и улетали в Красноярск. Вообще мы были во многих местах. И в Красноярске, и в Назарово. К сожалению, в последнее время, в связи с недостаточным финансовым обеспечением, очень сложно выехать. Варимся в своей каше.

– Какие особенности выделяют Туруханский народный театр?

– Я учился у ГУРЬЕВА. С того времени у нас  всегда в приоритете стояли серьёзные темы, ставились серьёзные постановки. Наш театр – драматический. За это нас и в Красноярске ценят. Комедийные спектакли выпускаем редко. Хотя туруханцы просят чего-нибудь весёленького, говоря, что и так устали от тяжёлой жизни. Поэтому ставим так: две серьёзные постановки, затем одну комедийную. В этом наша особенность.

 ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

– Как часто выходят премьерные постановки?

– В год я планирую выдачу двух премьер. Но бывают такие времена, когда выходит только одна премьера, как сейчас, когда в театре нет основного режиссёра. Мне приходится работать и директором Дома культуры, и руководить театром, на который времени уже не хватает. Но со следующего года я опять перехожу на должность режиссёра, и, надеюсь, мы выпустим две премьеры.

В ноябре этого года запланирован большой краевой театральный фестиваль «Рампа на Енисее», где ждут наш театр. Сейчас идут репетиции к новой постановке. Готовимся, обкатываем, чтобы не ударить в грязь лицом. К тому же, мы являемся дипломантами этого фестиваля. Надеемся, что и в этом году без победы не вернёмся.

– На каких ещё фестивалях удалось покорить сердца жюри?

– В крае проводится молодёжный фестиваль «Зеркало», где мы в 2011-м году стали лауреатами с постановкой «Бывшие сёстры».

– Что со старыми постановками, сыграли и забыли?

– К сожалению... в самодеятельном театре очень трудно собрать людей на второй сезон: кто-то уезжает, кто-то по личным причинам не приходит. За все сорок лет мы повторяли старые постановки раза четыре, не больше. По факту получается так: поставили спектакль, премьеру отыграли, несколько раз на зрителя показали и всё. На следующий год – новая постановка, с обновлённым составом. В первых спектаклях ГУРЬЕВА на сцене появлялось до тридцати человек, сейчас меньше. К примеру, в «Бывших сёстрах» на сцене задействовано только две актрисы. Остальные в этом сезоне отдыхают. Обижаются, конечно, но ждут…

– Как выбираете, что поставить?

– У нас в театре демократия: всё, что я скажу, то и будет! (Смеётся!)

– Как у театра обстоят дела с декорациями, костюмами, реквизитом, фонограммами, светом? Всё это так важно для хорошей постановки. Кто этим занимается?

– Всем занимаюсь я. И помогает мне в этом любимая жена Валентина Константиновна ПОЗДНЯКОВА. Она и актриса театра, и помощник режиссёра. У неё масса идей которые  мы удачно воплощаем. Декорации обдумываю я, а вот музыкой часто занимается она. Иногда хорошие идеи предлагают актёры. Так было при постановке спектакля «Мамочки», когда одна из актрис предложила использовать песню в исполнении Людмилы ГУРЧЕНКО «Молитва». Что касается света, то его практически не было. В этом году наконец-то нашему ДК  выделили деньги на световое оборудование. Новые театральные  постановки от этого только выиграют. 

– Всегда ли удаётся реализовать задуманное?

– В процессе постановки до такой степени всё меняется, что ужас просто. Первоначальная стадия подготовки к спектаклю очень тяжёлая. Тяжело и  первые два месяца. Каждому актёру ставишь задачу, с каждым разбираешь роль. Человек должен понять, что от него требуют и выполнить. Хотя есть вещи которые начинаем репетировать, а потом, по разным причинам, откладываем в корзину. Так было со «Скамейкой на двоих», которая рассказывает об отношениях женщины и мужчины. Так было с «Половики. Валенки», прекрасной комедийной постановкой. И всё вроде есть: и актеры, и до финала доводили репетиции, но в премьеру выпустить не можем.

– Что планируете поставить в ближайшее время?

– Пока это тайна. Скажу лишь, что работаем над комедийной постановкой. Её покажем туруханскому зрителю уже в октябре-ноябре.

СЛУЖИТЬ ТЕАТРУ

– Вы в детстве мечтали о карьере режиссера?

– Нет, конечно.

– А о чём мечтали?

– Я всю жизнь мечтал быть милиционером. Когда учился в 9-10 классах, был командиром отряда «Юных друзей милиции» в Норильске. Потом стал командиром отряда «Дзержинец». После переезда в Туруханск поступил на службу в милицию, где проработал двадцать лет.

– А до театра-то как докатились?

– Работая в милиции, увлекался фотографией, поэтому на службе, помимо основной работы, занимался криминалистикой. Когда режиссёр ГУРЬЕВ узнал об этом, то позвал меня на первый спектакль чтобы я сделал фотографии для театра. Я сделал. А уже на второй раз он пригласил меня на главную роль в спектакль «Старый дом». Так я и остался в театре.

– Вы сами играете в своих спектаклях? Кем для вас быть ближе – актёром или художественным руководителем?

– Терпеть ненавижу играть, но иногда приходится. Конечно, ближе руководство, быть актёром – тяжёлая ноша. Особенно, с таким режиссёром, как я. Как мои актёры терпят меня?! Я же ругаюсь, кричу, причём сильно…

Не всем удаётся поступить в театральный ВУЗ, а мечта выйти на сцену и попробовать свои силы на актёрском поприще, согласитесь, есть у многих. Получается, вы как добрый  туруханский волшебник, исполняющий заветную мечту. Есть среди актеров, те, кто действительно хотел быть актёром?

– Да больше половины, иначе бы они сюда не пришли.

– Были ли случаи, что кто-то из ваших актёров и за пределами Туруханска связал свою жизнь с театральным искусством.

– Многие ребята, даже уехав из Туруханска, театр не бросают. К примеру, выпускница «Спутника» Даша ГЛАДКОВА учится в Красноярске, на актрису. Она очень талантлива. Более того, родители поддерживают её, помогают. Сейчас даже рассматривается вопрос о дальнейшем её трудоустройстве либо в норильский Заполярный театр драмы, либо в Омский театр драмы. На мой взгляд, для неё хорошей стартовой площадкой стал бы именно Норильск, где очень сильный театр с большими традициями. Там даже СМОКТУНОВСКИЙ начинал работать. Но это личное дело семьи.

Ещё была в труппе «Спутника» Вика ТЫЧЕНКО. Сейчас она живёт в Красноярске, работает и при этом участвует в спектаклях драматурга Людмилы ДУХАНИНОЙ.

– Прочитала недавно: «Даже молчать нужно уметь с выражением». Всё-таки актёр живёт в каждом человеке, или это способности, талант?

– В каждом человеке есть актёр. Стоит научить азам и дальше всё само по себе пойдёт. Человеку присуще такое нехорошее свойство как обман. Театр как раз и создан для того, чтобы обмануть зрителя. Чем лучше обманешь зрителя, тем больше тебе поверят.

– Но обманывать умеют все, а вот великих обманщиков, великих актёров, не так много? Получается, для обмана тоже нужен талант?

– Да!!!

– Попасть в Туруханский народный театр в качестве актёра может каждый? Вот я приду, скажу, хочу играть, меня возьмёте?

– Приходите, мы вас посмотрим. Но, естественно, прикину, много ли на вас сил придётся потратить. Понимаете, не каждый актёр, даже получивший высшее образование, сможет играть и в драме, и в комедии. А мы – самодеятельность. У нас у всех и работа, и семьи со своими проблемами. В самодеятельный театр люди приходят сами и отсеиваются сами. 

ВЕЧНОЕ ИСКУССТВО

На мой взгляд, как бы ни было печально, сейчас многое в театральном искусстве поднимается на скандалах, пародиях... Постановщики считают это единственным, самым верным способом подогреть интерес зрителя. Вот и получается, что в театрах, в том же Красноярске, можно увидеть, что северный олень в сказке «Снежная королева» – это байкер на мотоцикле. Актёры ругаются матом или бегают, замотанные в полиэтилен. На ваш взгляд, к чему может прийти театральное искусство в таком виде?

– Это не искусство. Хотя говорят: «режиссёр так видит». Наверное, это у него внутри что-то не так, раз он так видит. Я не понимаю этого. И не могу такое ставить.

– А вот вы когда репертуар подбираете, чем руководствуетесь? Есть какая-то стратегия? Ориентируетесь на зрителя или на собственные предпочтения?

– Последние лет шесть я сотрудничаю с профессиональным театром «У паровоза», у них  беру материал для постановок. Также в Красноярске живёт и работает драматург Людмила ДУХАНИНА, она сама пишет сценарии для спектаклей, участвует в международных конкурсах, занимая на них призовые места. Она очень хорошо к нам относится и разрешает ставить свои спектакли.

Что касается предпочтений своих и зрителя, то тут пятьдесят на пятьдесят. Мы работаем на зрителя, естественно. Тем более, что в Туруханске свой зритель. Мы на сто процентов знаем, сколько человек придёт на премьеру. Конечно, наш зритель хочет чего-то лёгкого. Но передо мной стоит другая задача. Я хочу,  чтобы человек пришёл, посмотрел спектакль, вышел из дома культуры и хотя бы час об этом ещё разговаривал. Говорил, думал, делал заключения.

– У вас очень плотный график: руководство домом культуры, постановочная работа, руководство театром.  И всё-таки, чем вы любите заниматься, когда выпадает свободная минута?

– Я очень люблю заниматься фотографией. Люблю пройтись с фотоаппаратом по Туруханску, поймать хороший кадр, незаметно кого-то снять. Меня даже обзывают – папарацци. Увлекаюсь созданием видеофильмов. Но на всё это остаётся совсем мало времени. Сейчас у меня есть хороший звукорежиссёр, который недавно приехал в Туруханск – Дима ЛОГИНОВ. Вот он теперь занимается фильмами, клипами. Мы даже женщин своих видеоклипами поздравляем.

– Театр, вечное искусство?

– Помните, в фильме «Москва слезам не верит» герой говорит, что театры уйдут, останется одно телевидение. Но театры никуда не ушли. Недавно смотрел сюжет про московский театр «Табакерка», так на его спектакли билетов на ближайшие полгода нет, всё раскуплено, даже контрамарку не достать. Так что театр – будет вечно, и у каждого театра будет свой зритель.

– Олег Александрович, в преддверии Дня театра хочется порадоваться тому, что в Туруханском районе есть такое уникальное явление как народный театр. От всей души желаем вам дальнейшего процветания, новых творческих свершений, интересных постановок, благодарных зрителей и бурных аплодисментов!

фото из архива

Олега ПОЗДНЯКОВА.

Упоминание о первом Туруханском театре можно датировать серединой прошлого столетия. Огромнейший вклад в развитие народного театра внесла сосланная в 1949-м году в наши края дочь Марины ЦВЕТАЕВОЙ – Ариадна ЭФРОН. По воспоминаниям тех, кому посчастливилось с ней общаться и работать, Ариадна Сергеевна ввела молодёжь из художественной самодеятельности в мир театральной культуры. Каждые три месяца в клубе ставили спектакли. И здесь без Ариадны Сергеевны было невозможно обойтись. Она была и режиссёром, и художником, и гримёром…

 

Из воспоминаний Калисы КАНАЕВОЙ, жительницы Туруханска, опубликованных в газете «Красноярский рабочий» 29 марта 1997 года:  «А какие декорации сделала Ариадна Сергеевна к спектаклю «За вторым фронтом»! Как она накладывала грим самодеятельным артистам! До сих пор не могу понять, где она брала подручный материал. Ведь не только хороших красок, бумаги, тканей не было! Помню, как они с Алевтиной перекрасили мешковину и сшили из неё вполне приличные по тем временам юбки. А какие в клубе она делала декорации! Мы ставили в основном пьесы Александра Николаевича ОСТРОВСКОГО. Репертуар самодеятельного театра обсуждался на уровне райкома, потому что на все наши спектакли ходили ссыльные, привыкшие к МХАТу, Большому театру. Даже они говорили, что декорации изумительные…»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

122