Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Бор меняется благодаря людям!

Автор: Ирина Измаиловна ХВОСТОВА
глава Борского сельского Совет

Фото: http://vk.com/bor_siti

Люди в Бору

Я здесь живу! И край мне этот дорог! История поселка Бор.

Сельское поселение Борский сельский совет — третья по численности жителей (после Игарки и Туруханска) территория внутри Туруханского района Красноярского края. В нем проживает 2668 человек, плотность населения 4,4 человека на квадратный метр.

В состав Борского сельского совета входят поселок Бор, деревня Комса, Сумароково, Подкаменная Тунгуска.

На территории муниципального образования расположены авиапорт "Подкаменная тунгуска", Подкаменно-Тунгусский центр ФГУП "Аэронавигация центральной Сибири", государственный природный биосферный заповедник "Центральносибирский", Зональная гидрометеообсерватория, федеральное госучреждение "Борский лесхоз", Борский филиал ОАО "Туруханскэнерго".

Соцальную сферу поселка представляет участковая больница, "Аптека №179", Муниципальная средняя общеобразовательная школа, детский сад "Боровичок", Дом детского творчества "Островок", Сельский дом Культуры, библиотека, муниципальное учреждение "Центр Социального обслуживания", отдел занятости населения, сберегательный банк. Услуги связи населения предоставляют Борский узел связи, почтовое отделение №13, сотовые компании "Билайн" и "ЕТК". Общественную и пожарную безопасность населения осуществляют поселковое отделение милиции, пожарная часть №70. Торговлей продовольственными и промышленными товарами, выпечкой хлеба для населения, пошивочными и парикмахерскими услугами в поселке занимаются индивидуальные предприниматели.

Поселок Бор обязан своим рождением аэропорту Подкаменная Тунгуска. Начиная с середины 20-х годов прошлого столетия, в деревне Подкаменная Тунгуска существовал один из первых в крае гидроаэропорт. Самолеты, следующие на Север, садились на воду, а сухопутная площадка была в д. Сумароково. Именно с посадкой в Подкаменной Тунгуске был осуществлен с 4 марта по 10 апреля 1926 года первый авиа перелет из Красноярска до Туруханска, и проводилось дальнейшее освоение Севера.

С бурным ростом Норильского промышленного района в военные и последующие годы, правительством страны было принято решение о строительстве аэродрома на левом берегу Енисея — месте, где в 1946 году появился аэропорт, носящий ныне название "Подкаменная Тунгуска", и поселок Бор. В пике своей деятельности (1985 год) аоэропорт принимал за сутки от 60 до 65 воздушных судов, в зимнее время все типы самолетов, включая ИЛ-76. Особенно большой объем пассажирских и грузовых перевозок был возложен на аэропорт в середине 80-х — начале 90-х годов, когда в поселке Бор базировался ряд крупных геологических экспедиций. Во времена китайского кризиса начала 70-х годов в аэропорту Подкаменная Тунгуска базировались истребители, размещенные вдоль взлетной полосы. А в начале 80-х годов 20 века была создана Борская авиаэскадрилья.

Главой муниципального образования Бор я работаю с 2004 года. Живет моя семья в поселке уже почти три десятка лет. Родившись в семье геологов, я и во взрослой жизни избрала для себя этот нелегкий путь. Как и большинство моих коллег-сверстников, в начале 80-х годов прошлого века оказалась в перспективном по тем временам Бору. Жизнь бурлила — интенсивно работал аэропорт, социальную сферу поселка успешно развивали базирующиеся в нем геологические экспедиции. Было даже построено несколько каменных зданий. В то время население самого поселка было свыше пяти тысяч человек.

Я работала в спектральной лаборатории Средне-Енисейской экспедиции заведующей. Вместе с мужем растили двоих детей — сына и дочку.

В начале 90-х годов все изменилось: из-за отсутствия финансирования одна за другой закрылись все экспедиции. Фактически прекратил свою работу аэропорт, а ведь именно с его строительства и обеспечения приема самолетов родился и сам поселок в 1947 году. Те, у кого была возможность уехать, покинули поселок. Бесхозными остались дома, коммуникации, дороги, их стало некому обслуживать. Появились перебои с теплом, водой. Я перешла работать в школу учителем физики, однако, и здесь продолжительное время зарплату мы не получали живыми деньгами.

Все изменилось к лучшему не само собой, а благодаря энтузиазму не опустивших руки людей, оставшись один на один с природой, и победившим, в конечном итоге, ее. И я искренне благодарна тем людям, кто по крупицам восстанавливал социальную структуру поселка, и продолжает делать это сегодня.

Потомки должны знать имена начальника аэропорта Виктора Ерофеевича Микусевича, начальника аэронавигационного центра Владимира Федоровича Шотта, руководителей экспедиции Геннадия Николаевича Бобылева и Геннадия Вячеславовича Горшкова, директора заповедника "Центрально-сибирский" Андрея Викторовича Сапогова, руководителя зональной гидрометеорологической обсерватории Владимира Георгиевича Логунова, директора Борского лесничества Юрия Николаевича Буянова, начальника жилищно-коммунального хозяйства Виктора Геннадьевича Соколова, председателя поселкового Совета Алексея Анатольевича Березкина, депутата районного Совета Татьяну Ивановну Замуравкину, директора школы Елену Ивановну Хильченко.

Сегодня мы не просто уверенно смотрим в будущее, но вправе надеяться и на перспективы. И вот почему поселок Бор имеет достаточно большой потенциал с точки зрения развития туристической инфраструктуры. Он расположен на высоком песчаном берегу при слиянии могучего Енисея и не менее величественной с каменистыми берегами рекой Подкаменная Тунгуска в живописном сосновом бору. Здесь выходы скальных пород образуют известную в России и за ее пределами Осиновскую систему порогов и островов скального происхождения (острова Кораблик и Барочка). Невысокие холмы вдоль берегов Енисея покрыты преимущественно боровыми и сосновыми лесами. Среди древесных пород распространены береза ,ель, пихта, кедр. Эти места славятся грибами, в том числе белыми и подосиновиками, ягодниками, кедровым орехом. Реки богаты разнообразной рыбой, именно в районе Бора находятся нерестилища осетровых, нельмы, хорошо ловится сиг, хариус и знаменитый в Сибири тугун.

В настоящее время авиа порт "Подкаменная Тунгуска" является структурным подразделением — филиалом ФГУП "Туруханское авиапредприятие". В порту базируется звено вертолетов Ми-8. Бетонная взлетно-посадочная полоса аэропорта способна принимать самолеты Ан-2, 24, 26, 32, 74, Ф-900, Л-410 и все типы вертолетов. Есть вертолетная площадка и непосредственно в поселке.

Аэродром используется в качестве посадочного для пассажирских авиарейсов авиакомпании "Красавиа" и "Аэрогео", следующих в Туруханск и Красноярск. Кроме этого, на местных авиалиниях осуществляются вертолетные рейсы внутри Туруханского района. Аэропорт так же используется воздушными судами в качестве запасного при следовании воздушных судов на север края, выполнения санитарных рейсов и авиационной геологоразведки.

Аэропорт "Подкаменная Тунгуска" может стать базовым при развитии и освоении месторождений полезных ископаемых, находящихся вблизи: Порожинского месторождения марганцевых руд, Ольгинского золоторудного и других.

Через поселок Бор проходит речной путь по Енисею от Красноярска до Дудинки. С июня по октябрь пассажирское сообщение до Бора осуществляет также скростные суда и Енисейска и Красноярска. Речной порт поселка Бор находится на реке Енисей невдалеке от устья реки Подкаменная Тунгуска и способен взять на себя перевалку грузов речным транспортом по этой реке для Юрубчено-Тохомского углеводородного месторождения.

На территории Борского сельского Совета отсутствуют автомобильные трассы федерального значения. Однако в зимний период с января по март между населенными пунктами сельсовета и до городов Енисейска и Красноярска осуществляется транспортное сообщение по зимнику.

Поселок Бор можно считать южным центром Туруханского района. В его пределах компактно расположен весь комплекс учреждений и организаций, необходимых для эффективного развития территории. Наличие сложившейся транспортной инфраструктуры — аэропорта, речного порта, зимней автодороги, а так же сложившийся высокий социальный, культурный и образовательный уровень населения определяют высокий потенциал поселка в качестве одного из центров развития Туруханского района, но и края в целом.

Поселок Бор может стать значимым транспортным узлом на карте Красноярского края. И, я уверена, станет в дальнейшем таковым.

Связанные ссылки

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

830