Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51 от 04.10.2016 г.

Старожилы земли Туруханской (часть 2)

Краеведение

... И вот одна из версий о том, что род ЖДАНОВЫХ пошёл от ссыльных, побудила меня рассказать о том, что я сама узнала о родовых корнях ЖДАНОВЫХ, проживающих в Бору и других поселениях Туруханского и Енисейского районов.

Обратила внимание и на поселение Никулино, в котором и сейчас проживает много семей, носящих фамилию ЖДАНОВЫ.  К сожалению, об истории Никулино мне ничего неизвестно, кроме того, что это поселение существовало уже в начале восемнадцатого века. В церковных росписях за 1833 год в Никулино записано четыре семьи ЖДАНОВЫХ. В 1926 году в Никулино одиннадцать мужчин носили фамилию ЖДАНОВ.   

 Был ли  Семён Данилович первым из поколений ЖДАНОВЫХ на Енисее, или здесь уже жили его предки, узнать мне не удалось, да это, наверное, уже и невозможно сделать. Даже если и есть документы, относящиеся к тем временам, они практически недоступны для меня. Я дошла до того места в истории семьи ЖДАНОВЫХ, когда дальше дороги нет.  1724 год.  Семёном Даниловичем  ЖДАНОВЫМ основано Сумароково. Так кто же такие ЖДАНОВЫ? Кто их далёкие предки?

 Мои поиски были обращены к доступной литературе, интернету и данным, которые мне удалось найти в краевом архиве.  В своих поисках я обращала внимание на совпадения в фамилиях, названиях поселений, встречающиеся и у нас, и в европейской части России.

  В те далёкие времена, учитывая все трудности передвижения по суровым необжитым местам, вряд ли кто- то в одиночку смог бы осилить дальний путь из России за Урал в Сибирь. Всё передвижение шло по рекам и волокам между ними. Чтобы преодолеть все опасности в дороге, люди собирались в ватаги, отряды, и среди них вполне могли быть родственники и  односельчане. Этот нелёгкий путь иногда затягивался на годы. Бывало, прожив на новом месте какое-то время, переселенцы покидали его и двигались дальше  в поисках лучшей доли, уходя от голода и нужды.

   Приведу некоторые сведения, которые мне удалось найти  в различных источниках.  В 1669 — 1670 годах станичную службу на «Чардане»  несли Борис Никифорович сын СУМАРОКОВ, Фома АСТАФЬЕВ, сын СУМАРОКОВ — городовые, Яков и Агафон ЛАЗАРЕВЫ – боярские дети и  Немейко ЖДАНОВ — мордовский мурза, они были записаны в Атемарские (Пензенские) десятни Саранского уезда. В том же уезде есть деревня Сумароково.

В 1627 году в Енисейске нёс службу стрелец Васька СУМАРОКОВ. Он же подавал челобитную воеводе с просьбой наградить его за увечья, полученные в столкновениях с «тунгусами». Может, именно он имеет отношение к названию Сумароковской заставы. Очень много ЖДАНОВЫХ в переписях Соликамского уезда.

В документах, доступных в интернете, много данных о том, что в  17, 18 веках от голода, болезней в поселениях европейской части России в отдельные годы вымирали целые семьи, а часть снималась с насиженных мест и уходила за Урал, в Сибирь. В переписи дьяка Сибирского приказа Алексея НИКЕЕВА вотчин именитого человека Григория Дмитриевича СТРОГАНОВА Соликамского уезда 1710 года, хранящихся в Государственном Архиве древних актов, упоминаются ЖДАНОВЫ, ПОСПЕЛОВЫ, КУЗЬМИНЫ, ПЛЕШКОВЫ, ЛАЗАРЕВЫ, ВЫСОТИНЫ. Они проживали при монастырях и в поселениях Соликамского уезда. В переписи записаны и пустые дворы. Некоторые из них опустели из-за смерти проживавших в них людей. Встречаются и покинутые дворы с указанием, куда переселились жители этих дворов.  Очень часто местом переселения отмечаются сибирские города.

Приведу несколько строк из переписей:

Двор Хрисанфа РОДИОНОВА, сына ЖДАНОВА с детьми Леонтием, Петром, Селиваном и Максимом пуст. Двор Андрея ЖДАНОВА с детьми Федотом большим и Федотом маленьким в 189 г. (1680 г.) ушли в сибирские города.

Двор Владимира ЖДАНОВА, дети Василий, Иван и Григорий в 1682 году ушли в сибирские города. Гаврила и Никула КУЗЬМИНЫ с детьми Феоктистом, Алексеем Фёдором съехали в 189 году в Сибирь

Прокопий ОСИПОВ, сын ПЛЕШКОВ, вятчанин, переехал в Городище.

Максим 60 лет, Андрей 50 лет, Аверкиевы дети ПОСПЕЛОВЫ,  Гаврила и Никула КУЗЬМИНЫ с детьми Феоктистом, Алексеем, Фёдором съехали в 1680 году в Сибирь.

 Пётр Юрьев, сын ПОСПЕЛОВ, 56 лет. Дети Федот, Юрий, Григорий, Лазарь ВАРЛАМОВ, сын ПОСПЕЛОВ, 40лет.

Василий Терентьев, сын ПОСПЕЛОВ. Ерофей КОНДРАТЬЕВ, сын ПОПОВ, Михайло КОНДРАТЬЕВ, сын ПОПОВ, Агей ЕРОФЕЕВ, сын ПОПОВ, Никифор СТЕПАНОВ, сын ЛАЗАРЕВ.

Пётр Петров ПЛЕШКОВ, 50 лет, дети Иван БОЛЬШОЙ, 25 лет, Иван МЕНЬШИЙ, 17 лет, Роман, 10 лет, Пётр Андреев ПЛЕШКОВ. Иван ФРОЛОВ, сын ЖДАНОВ, 42 года.

Среди жителей Соликамского уезда в то время было много переселенцев из Поморья.  Конечно,  фамилии,  приведённые в переписях, не являются редкими в Сибири, образованы они от русских имён и прозвищ, но то, что они встречаются  в одно время и в поселениях у СТРОГАНОВА, и  потом в поселениях на Енисее, наводит на определённые размышления. В архивных документах Томска 1703-1707 годы также встречаются фамилии ЖДАНОВ, ЛАЗАРЕВ, ПОСПЕЛОВ, ПРОТОПОПОВ.

 И если набраться духу и предположить, что все эти люди потом оказались на туруханской земле, то всё равно остаётся вопрос:  откуда они переселились в Соликамский уезд?  Бывшая жительница нашего посёлка, коренная сибирячка, как-то сказала, что чувствует себя  по духу близкой к жителям Поморья. Может, и правда далёкие предки наших коренных сибиряков пришли сюда из Поморья?

Были ли предки ЖДАНОВЫХ, ПОПОВЫХ  казаками и пришли они на сибирскую землю с Дона, или были они поморами, узнать мне не удалось. Но я узнала точно, что они никогда не были  ссыльными.  Это были вольные люди, и поселились они здесь почти триста лет назад, а может, и больше, и силами многих поколений  обживали эти места.

Потомки тех, кто одними из первых пришёл на берега Енисея, несколько столетий своим нелёгким трудом поддерживали жизнь на необжитых берегах, занимались промыслом, выполняли различные государственные работы. В зимовьях собирали ясак, брали таможенную пошлину, а позже они стали станками для почтовой гоньбы. Тяжёлый труд этих людей очень ценился. Чтобы содержать поселения на Енисее, царское правительство не брало в армию мужчин из населённых пунктов, расположенных ниже Ворогово. 

Свою государственную службу мужчины этих поселений несли по месту жительства.  Ни одно из исторических событий не обошло стороной наши поселения.  Их история — это история страны. Ни одно из событий в истории нашей Родины не прошло стороной. Это и революция, и гражданская война, и коллективизация. И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. Жители наших поселений отважно сражались на фронтах и упорно трудились в тылу, приближая Победу. Потом была новая, послевоенная история на нашей земле,  потом — перестройка. Так хочется надеяться, что в нашей истории не будет конца, а продолжение будет хорошим. И напишут её новые поколения земли туруханской.

Жизнь на берегах великой реки продолжается. И по-прежнему живут в наших сёлах потомки тех, кто первыми  создавал здесь первые поселения, трудился, создавал новые семьи, в которых росло много детей. Просто вдумайтесь, сколько же среди нас сейчас потомков первых семей русских в Сибири.   Конечно, в каждой семье своя история, свои предания,  и так важно, чтобы будущие поколения знали их и помнили. И гордились тем, что они – коренные сибиряки, и труд более десятка поколений их предков вложен в эти земли.

 З.М. ЖДАНОВА.

Часть 1 ЗДЕСЬ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

86