Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

29.09.2015 14:19 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 29.09.2015 г.

По зову сердца

Автор: Арина РОДИОНОВА

Эльвира ТУРКЕВИЧ: «Нам в жизни повезло»!

Каждый из нас, вспоминая школьные годы, обязательно вспоминает своих учителей. Кому-то врезался в память именно первый учитель, кому-то запомнился учитель физкультуры или рисования, кому-то основу будущей профессии заложил математик. Все мы разные, но каждый из нас с благодарностью и теплотой вспоминает именно своего Учителя.

ПО ЗОВУ СЕРДЦА

С благодарностью и теплотой многие выпускники Светлогорской средней школы вспоминают Эльвиру Закеевну ТУРКЕВИЧ, учителя русского языка и литературы. И дело тут даже не в опыте и профессионализме — Эльвира Закеевна двадцать три года отдала профессии учителя. Дело скорее в личностных качествах, в ответственности, в добросовестности, в уважении к каждому конкретному ученику.

Эльвира Закеевна педагог со стажем. Она из поколения тех учителей, кто свою профессию выбирал осознанно, как принято говорить, по зову сердца. Может, поэтому и в работе она не только применяет свои знания, свой опыт, но вкладывает, прежде всего, душу, стремясь дать своим ученикам как можно больше.

Вот что рассказал один из выпускников светлогорской школы, когда мы попросили его охарактеризовать бывшего учителя: «Она ответственная и трудолюбивая. Я не очень любил русский язык и литературу, больше как-то давалась математика. Но бывало, постараешься, напишешь сочинение хорошо, а она в ответ — отзыв на пол страницы, где не только похвалит, но и напишет, почему. Приятно? Не то слово! После этого словно крылья вырастали, учиться хотелось… Подростку ведь что главное, чтобы его уважали как личность. Она уважает каждого ребенка…»

КИРГИЗИЯ – ТОМСК – СВЕТЛОГОРСК

Эльвира родилась в Советском Союзе. Ее родители были гидростроителями. Еще до рождения дочери они приехали в солнечную Киргизию на строительство ГЭС. Здесь, в Киргизской республике, в городе Кара-Куль и родилась Эльвира. Здесь прошли ее детские годы. До сих пор ей снится город детства. До сих пор она тоскует по солнцу, теплу и свету.

Школьные годы прошли быстро, и наступило время определяться с будущей профессией. По совету отца, который считал, что качественное образование можно получить именно в России, Эльвира поступает в Томский государственный университет на филологический факультет. Сибирский город Томск был выбран не случайно. И тогда, и сейчас Томск, располагающий хорошей научной базой, считался одним из лучших студенческих городов России. Выбирая именно филологический факультет Томского государственного университета, которому более 100 лет, Эльвира уже тогда четко представляла себе, кем станет в будущем: «Мне очень хотелось работать учителем. На тот момент это была достаточно престижная и перспективная специальность».

О престижности профессии учителя говорил факт того, что группа, в которой училась Эльвира, состояла из 25(!) медалистов школ. С нынешним положением дел это никак не сравнится. К сожалению, сегодня отношение к профессии учителя совсем другое, и редко какой медалист решается стать педагогом.

Получив диплом филолога, Эьвира, несмотря на поступившее предложение остаться работать на кафедре, твердо решила стать учителем. Шел 1992 год. За те пять лет, которые Эльвира училась в Томске, в Киргизии очень сильно все изменилось. Прежде всего, Киргизия из союзной республики СССР превратилась в отдельную страну – Кэргызстан, со всеми вытекающими для русской культуры и русскоязычного населения последствиями. Отношения к русским, мягко говоря, стало не сильно дружелюбным. Скорее, враждебным.

«Когда я после окончания университета летом вернулась к родителям в Кара-Куль, — вспоминает Эльвира Закеевна, — изменения, происходящие в Киргизии, ощущались всей кожей. Мы чувствовали свою ненужность. Коренное население позволяло себе и откровенные высказывания в адрес русских, и агрессию. Начался стремительный отток не киргизского населения. Это было похоже на современных европейских беженцев»…

Стало очевидно и понятно, что возвращаться в Киргизию с профессией, связанной с русским языком и литературой, было абсолютно бессмысленно. Перед молодым филологом встал выбор: где применить свои способности и знания? На тот момент семья родной сестры Эльвиры уже жила в поселке Светлогорск. Венера, жена гидростроителя, работала учителем в школе. Она-то и предложила Эльвире приехать и попробовать устроить свою жизнь в северном поселке.

Сказано, сделано. Эльвира прилетела в Светлогорск, где молодому учителю сразу выделили квартиру. Получить жилье на материке тогда уже не представлялось возможным. Да и жить в девяностые годы на Севере было гораздо легче, чем в том же Томске.

«Мне поселок понравился сразу. Размеренный ритм жизни, доброжелательные отношения между людьми, плюс близость родного человека, — все это повлияла на то, что я приняла ответственное решение остаться здесь», — рассказывает Эльвира Закеевна.

ВТОРАЯ РОДИНА

Самыми главными сложностями на Крайнем Севере у Эльвиры стали сложности, как она сама отмечает, «эмоционального характера»: «Сначала было тяжело привыкнуть к полярной ночи, а затем к полярному дню». А еще девушке, родившейся на юге, было очень тяжело привыкнуть к северным морозам. И по сей день Эльвира, прожившая на Севере 23 года, не привыкла к его условиям. Сегодня, как и раньше, ей хочется весны, тепла, света и солнца.

Но, несмотря на это, Светлогорск для Эльвиры Закеевны стал второй родиной. Здесь ее работа, здесь ее дом, здесь ее семья. Где бы она не находилась, она всегда стремится поскорее вернуться в свой суровый, но такой родной и, поистине, светлый поселок.

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

Когда Эльвира встретилась с будущим мужем Владимиром, ей сразу же стало понятно, что это судьба.

Сегодня Эльвира ТУРКЕВИЧ абсолютно счастливый человек. У нее двое детей – сын Владислав студент красноярского вуза, дочь Елизавета – четвероклассница светлогорской школы. А самое главное, с ней всегда рядом любимый человек. Женское счастье сложилось только со второго раза. С первым мужем, несмотря на рождение ребенка, они не составили счастливой четы.

И судьба дала Эльвире настоящую любовь. Встреча с будущим отцом своей дочери у девушки носила спонтанный характер. В Светлогорске на тот момент работал кафе-бар, куда Эльвира с подругами пришли отдохнуть и где за соседним столиком молодые люди праздновали День авиации.

Женское счастье Эльвиры Туркевич – ее дети. Сегодня сын Владислав студент красноярского вуза, дочь Елизавета – четвероклассница светлогорской школы.

«Я не верю в судьбу, — улыбается Эльвира ТУРКЕВИЧ, — но здесь определенный фатум присутствовал. Мы встретились с Владимиром, и сразу стало понятно, что это мой человек. Я благодарна своему мужу за ежедневную, ежесекундную поддержку, за понимание. Не каждый сможет ужиться с учителем».

Сегодня в Светлогорске уже нет того бара. А жаль, уверена наша героиня: «Обязательно должно быть подобное место отдыха и досуга для рабочей молодежи. Ведь сколько еще одиноких сердец могло соединиться в том кафе, продолжай оно работать».

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ

Эльвира ТУРКЕВИЧ училась в советской школе, начинала свою педагогическую деятельность в перестроечное время, трудится в современной школе. Она как никто иной может сравнивать и давать оценку всему тому, что сейчас происходит в российском образовании. Школа сегодня очень сложная, считает она: «На мой взгляд, очень сильно увеличилась нагрузка и на детей, и на учителей. Это создает и сложности, и конфликтные ситуации. Педагоги требуют ровно столько, сколько положено с действующими нормами, но, к сожалению, не все с этим справляются. Программа современной школы сориентирована на очень сильного, мобильного ребенка, который прекрасно ориентируется в пространстве, который владеет большим количеством информации. Но соответствующие требования предъявляются и к учителям».

Современный учитель должен выполнять много ролей: он и организатор, и руководитель пункта проведения экзамена, и технический специалист. А ведь специально педагогов этому никто не учит. Приходится заниматься дополнительным самообразованием. А если учесть, что педагоги северной школы, удаленной от материка, несут ответственность не только за качество сдачи единых государственных экзаменов, но и за процедуру их проведения, то становится понятным, какие колоссальные нагрузки учителя испытывают. Так что нервные срывы на ЕГЭ случаются не только у детей.

«Требования, предъявляемые сегодня к ученикам, совершенно не оправданы, — считает Эльвира ТУРКЕВИЧ, — мучаются и учителя, и дети. А смысла в этом большого нет. Сегодня абсолютно с любыми результатами дети поступают в высшие учебные заведения. То есть получается, выпускник получает наименьший результат на экзамене, эквивалентный тройке, а все равно поступает в вуз, пусть даже за деньги. Раньше троечники об этом и не мечтали. А потом, все дети разные. Кто-то, имея врожденную безграмотность, прекрасно разбирается в историческом материале или математике, владеет географией. На ЕГЭ по русскому такой ребенок испытывает огромный стресс, боязнь, тревогу. Порой даже диарея открывается. Зачем? Зачем все это нужно, если впоследствии этот выпускник все равно займет свою нишу и станет прекрасным профессионалом, а ощущения от школы у него останутся самые негативные».

И все-таки, по мнению учителя, есть положительные моменты в ЕГЭ. Особенно это касается русской литературы. Дети, готовясь к государственному экзамену, вынуждены читать книги. До этого долгие годы постсоветского периода многие не прочитывали и половины программных произведений. Сегодня дети читают. И пусть основная часть учеников делает это исключительно по принуждению, но все-таки школьники знакомятся с русской и зарубежной классической литературой. Может быть методы, используемые в данном случае, и не совсем приемлемые, но, как отмечает педагог, они действенные: «В этом году впервые за много лет учащиеся старших классов минувшим летом прочитали весь объем предложенной литературы. Я даже была приятно удивлена».

Эльвира ТУРКЕВИЧ уверена: несмотря на то, что Светлогорск является сельской, отдаленной территорией, дети здесь получают качественное образование. Тут, как говорят, проверено на себе. Ее сын, закончивший школу в поселке, успешно поступил на бюджетное место в один из технических вузов Красноярска. Это, во-первых. Во-вторых, в школе Светлогорска стопроцентное получение аттестатов. А все выпускники поступают именно на то направление, которое было выбрано.

ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР, ЗАВУЧ

Уже восемь лет Эльвира Закеевна не просто учитель русского языка и литературы, она завуч по учебно-воспитательной работе. По служебной лестнице двигалась постепенно. Будучи по натуре творческим человеком, сначала совмещала должности преподавателя и организатора по воспитательной работе, занимаясь организацией досуга школьников. Проводила различные мероприятия, концерты, вечера отдыха, готовила команды учителей и школьников к игре в КВН. До сих пор ТУРКЕВИЧ с коллегами вспоминают, как выступали в Светлогорском Доме культуры, ставили номера-пародии на своих учеников: «Когда просматриваем записи, то поражаемся, насколько мы были энергичны, мобильны, с какой легкостью мы отдыхали. И что удивительно, времени хватало на все»!

В какой-то момент администрация школы обратила внимание на ответственность, принципиальность и трудолюбие ТУРКЕВИЧ, предложив ей стать завучем. На вопрос о трудностях работы завуча Эльвира Закеевна задумывается: «Конечно, это очень тяжело, но справляюсь. Хотя, наверное, жалею, что согласилась на эту должность. Все-таки моей натуре была ближе организаторская работа».

Сегодня творческих порывов не только у ТУРКЕВИЧ, но и у ее коллег все меньше и меньше. Современная школа, как уже отмечалось, загрузила не только учеников, но и учителей. И все свое оставшееся свободное время Эльвира Закеевна отдает семье и чтению.

Несмотря на то, что в арсенале педагога уже давно имеется такой гаджет, как электронная книга, она все же выбирает бумажный переплет. Ей самой очень сложно объяснить, почему так приятно держать в руках настоящую книгу, перелистывать ее, делать закладки, возвращаться на какие-то любимые страницы. А еще она не может объяснить, жалеет ли о том, что более двадцати лет назад решила стать учителем, а не врачом. Зато Эльвира ТУРКЕВИЧ знает, для нее профессия учителя – это процесс бесконечного познания. А вся ее жизнь словно череда любимых книг, с новыми открытиями, с новыми переживаниями и с новыми надеждами на будущее.

Поздравление коллегам

Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя были свои благодарные ученики. Такие, которые даже спустя много лет при встрече со своим учителем не пройдут мимо, словно незнакомцы, а будут искренне рады встрече.

В преддверии профессионального праздника хотелось бы пожелать творческих успехов, чтобы все в жизни складывалось, чтобы были прекрасные отношения с коллегами, чтобы на работу хотелось идти с удовольствием. Чтобы просыпаясь по утрам каждый из вас, думал, что в принципе в жизни повезло, потому что удалось овладеть поистине достойной профессией!

Эльвиры Туркевич

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

231