Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

22.09.2015 13:51 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51 от 22.09.2015 г.

Святой Лука

Автор: материал подготовила Татьяна МОСИЕНКО, заведующая сектором учета и хранения Краеведческого музея Туруханского района.

На фото: Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Иллюстрация: https://wikimedia.org

Опальный священик

В этом году мы будем отмечать юбилейную дату – 90-летие отьезда из туруханской ссылки Валентина Феликсовича ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО, человека, совместившего в своей жизни служение Богу, людям, науке. Человека, оставившего своим подвигом неисгладимый след в истории не только нашего села, но и края, и всей страны.

Туруханский период ссылки В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО начинается в конце августа 1924 года, когда по Енисею, караваном из нескольких барж, прибывает партия репрессированных, в числе которых он и находится. При выходе на берег епископа встречает толпа местных жителей, невесть как прослышавших о его приезде. Многие из них падали на колени, прося благословения. Помещен он был в квартире врача, заболевшего и уехавшего в Красноярск. Вещей у ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО почти не было, только книги. Сама больница была совсем небольшой, оборудование было самое примитивное, медицинские инструменты кипятили в обыкновенном самоваре.

Помощниками ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО стали местный фельдшер и молодая девушка, недавно окончившая фельдшерские курсы и прибывшая вместе с ним. Она очень волновалась от перспективы работать с профессором. С их помощью Валентин Феликсович проводил много операций, в т.ч. и очень сложные: челюстно–лицевые, полостные, гинекологические и даже глазные. В то время в крае встречалась трахома — инфекционное заболевание глаз, приводившее к полной слепоте. Известны случаи, когда прооперированные профессором люди выздораваливали и начинали полноценно видеть. Страдали этой болезнью в основном коренные северяне, и, конечно же, у них профессор пользовался большим уважением.

Каждого своего пациента ВОЙНО -ЯСЕНЕЦКИЙ встречал благословением, обязательно молился сам, а в операционной, на столике, стояла икона Спасителя, перед которой горела лампада. Среди пациентов бывало и большое местное начальство, из коммунистов. Многие из них пытались заставить его изменить своему правилу, но всегда получали твердый отпор.

Сразу же после приезда опального епископа в Туруханск его вызвал к себе председатель крайисполкома Василий БАБКИН, ярый атеист. Для начала он вполне дружелюбно предупредил епископа о том, чтобы он своих религиозных взглядов открыто не выражал, а уж он позаботится о том, чтобы ссылка была досрочно окончена. Но, епископ, конечно же, не внял его совету. Буквально сразу он встречается с местным священником Мартином РИМШЕЙ, который во времена раскола (вскоре после революции 1917 года некоторая часть религиозных деятелей призывала Православную церковь принять политику советского государства, и, согласно ей, ввести нововведения в свою деятельность, чем и был вызван раскол) примкнул к обновленцам. В результате общения отец Мартин вернулся на твердую стезю истинного православия. В дальнейшем церковные службы они проводили вместе. Поскольку на огромный Туруханский край Валентин Феликсович был единственным врачом, работал он в больнице почти непрерывно. Исключение составляло время, когда он служил Литургию в Свято-Троицкой церкви. Запомнился он прихожанам своими пламенными проповедями, многие из которых были обращены и к детям. Дорога к храму была короткой, шла напрямую от больницы к нему, но местные жители взяли за правило приезжать за ним на покрытых ковром санях. Привязанность и почтение людей к епископу не могли не вызвать ненависти властей к нему. Несмотря на широко развернутую коммунистическую пропаганду, простые крестьяне продолжали ходить в церковь, крестить детей, отпевать покойников, отмечать религиозные, а не советские праздники. Антирелигиозные мероприятия же посещали туго и неохотно, что тоже, конечно же, властями не приветствовалось.

Окончательно участь его определилась после истории, когда жена уже известного БАБКИНА принесла на осмотр ребенка. Имя мальчика было нецерковным, в духе нового времени – Атом, и Валентин Феликсович выразил по этому поводу свое удивление. Впавший в ярость председатель пишет донос в ОГПУ, и по этому доносу профессору предписывается в течение нескольких часов собраться и выехать к новому месту ссылки, на станок Плахино, за полторы тысячи верст (почти 500 км.) к северу от Туруханска. Решение было принято 7 декабря 1924 года.

По сути это являлось покушением на жизнь епископа. Отправить его в открытых санях, не имеющего теплой зимней одежды, в разгар зимней стужи, значило обречь на верную гибель. Но его конвоир из местных комсомольцев, сопровождавший ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО в этом пути, в ближайшем от Туруханска станке Селиваниха приложил немало трудов и чудом добыл для него теплую меховую одежду, что помогло относительно благополучно добраться до места очередной ссылки епископа. Станок Плахино состоял из нескольких изб, половина одной из которых была отведена Валентину Феликсовичу. Помещение хотя и было просторным, зато очень холодным. Для обогрева имелась только печка – буржуйка. Насчет стирки, питания и дров для печки его сопровождающий договорился с местными крестьянами.

Но, тем не менее, существование ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО в этих условиях было достаточно трудным. Несмотря на это, он продолжает свое архипастырское служение даже для небольшой горстки плахинских жителей. По его воспоминаниям, однажды ему пришлось крестить детей в небольшой комнатке, где совмещались и комната, и кухня, а у ног вертелся маленький теленок.

К этому времени жители Туруханска категорически потребовали возвращения профессора. Одним из поводов стала смерть туруханского крестьянина, которому не смогли сделать срочную операцию, и тот умер. Так или иначе, весной 1925 года ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ возвращается в Туруханск, продолжает работать в больнице и служить в церкви. Попреки и разбирательства по поводу открытого выражения им религиозных убеждений хотя и продолжаются, но уже с меньшим пылом. Местная власть даже пытается задержать его в Туруханске, несмотря на то, что срок ссылки заканчивается. Но обращение его в Красноярск с просьбой разобраться в причинах этого, а также болезнь ноги возымели наконец свое действие. И 4 декабря 1925 года, отслужив последнюю Литургию в Туруханской церкви, он вновь отправляется в дальний путь в Красноярск.

Впереди у него еще долгие годы служения Богу и людям и множество событий, среди которых работа в Красноярском эвакуационном госпитале в годы Великой Отечественной войны, пребывание в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского, награждение Сталинской премией за книгу «Очерки гнойной хирургии» и многие другие.

В 2000-м году Архиепископ Лука (ВОЙНО -ЯСЕНЕЦКИЙ) был канонизирован Русской Православной церковью в лике Святого Новомученика Российского.

Память об этой поистине грандиозной личности сохранилась в Туруханске до наших дней. Это память о спасенных его руками врача людях, а также о спасенных душах людей, которые в нелегкие годы церковного и общественного раскола сохранили крепость веры. Решением депутатов Туруханского сельского Совета (Постановление №9 от 27.02. 2003 г.) улица, на которой расположена церковь Туруханского Троицкого мужского монастыря, была переименована из Партизанской в улицу им. В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО (Луки).

Краеведческий музей Туруханского района также бережно хранит память о Святителе Луке. На выставке «Опальные священники в Туруханском районе» представлены его личные вещи: проектор-лупа и набор диапозитивов на Библейские темы, которые он подарил Николаю Ивановичу ПОТАПОВУ, жителю Туруханска, в 1924 году и которые передала в музей его внучка – Тамара Иосифовна ГОЛУБЕВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

199