Меню
16+

«Маяк Севера» – общественно-политическая газета Туруханского района Красноярского края

01.09.2015 15:59 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 01.09.2015 г.

Сельская школа: доступность, качество, профессионализм

Автор: Арина РОДИОНОВА

Трудно переоценить значение школ для населенных пунктов Туруханского района. Школы в малых поселках не только центры образования, они центры культурной, досуговой жизни. Все понимают, что в селах нужны крепкие, сильные образовательные учреждения, так как благодаря школам село сохраняется и развивается.

Именно поэтому поддержка сельских школ является одним из приоритетов государственной, краевой и районной политики в области образования. Ежегодно немалые средства, выделяемые из бюджетов всех уровней, расходуются на развитие образования Туруханского района. Это позволяет планомерно улучшать материальную базу сельских школ, ремонтировать старые здания, строить новые, закупать современное оборудование, обеспечивать доступ к Интернету. Благодаря чему наши дети имеют возможность получать качественное образование.

ДОСТУПНОСТЬ

В Туруханском районе 49 образовательных учреждений. Это школы, детские сады, учреждения дополнительного образования. Все они, за исключением пяти учреждений, расположенных в Игарке, сельские. А это значит, что когда мы говорим об образовании района, мы говорим о сельских школах и детских садах. Поэтому и круг проблем образования сводится к проблемам сельских школ, являющихся в большей части малокомплектными. Исходя из этих особенностей, строится вся работа системы образования.

На территории района действует 25 дневных школ, в которых обучается более двух тысяч школьников. Вечернюю школу Туруханска посещают 99 учащихся. Помимо этого, успешно работают пять учреждений дополнительного образования в Туруханске, Игарке, Бору, в них воспитывается 499 детей, плюс более 700 ребятишек посещают спортивные школы. В целом, образование в районе доступно всем детям. Хотя, как отмечает Ольга ДАВЫДОВА, заместитель руководителя администрации Туруханского района, существуют небольшие точки напряжения, связанные с обучением школьников в староверческих поселках. Дело в том, что большинство детей, проживающих в поселках Сандакчес, Индыгино, Колокольный Яр получают только начальное образование. А вот дальше продолжают обучение далеко не все. Получить среднее образование ребята могут только в близлежащих населенных пунктах: Бору, Ворогово. Некоторые родители, у кого есть родственники в этих поселках, отправляют детей туда. Но, единицы.

«Проблема эта не одного года, — рассказывает Ольга ДАВЫДОВА, — и связана она с тем, что в свое время была порушена систем интернатов. Раньше в Ворогово работал интернат, где весьма успешно и с большой долей охвата, обучались дети со староверческих поселков. Если сегодня посмотреть на взрослое население этих поселков, на тех, кому от 35 до 40 лет, то многие из них выучились благодаря интернатам, и имеют аттестат об окончании девяти, а то и одиннадцати классов... Естественно и администрация района, и управление образования, и комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями, обсуждают и понимают эту проблему. Но пока вопрос остается открытым».

Что касаемо мест в детских садах в районе, то здесь власть делает все возможное, а порой, и не возможное, чтобы ликвидировать имеющуюся очередь. Существующая годами проблема, сегодня, благодаря взаимодействию депутатов районного Совета, администрации района и управления образования, практически снята. Как отметила ДАВЫДОВА: «В соответствии с Указом Президента с 1 января 2016 года все дети от трех до семи лет должны иметь возможность получать дошкольное образование. Поставленную задачу мы выполнили с первого сентября 2015 года все дети района от 3-х до 7 лет будут получать дошкольное образование. Очередь не ликвидирована только в Верхнеимбатске. Но и там, в результате грамотно принятых управленческих решений, проблема будет закрыта».

Заметим, в Верхнеимбатске всегда существовала очередь в детские сады. Есть она и по сей день. Надо отдать должное руководителю верхнеимбатского детского сада, которая, понимая всю важность проблемы, пошла на важные меры — принято решение о переоборудовании части помещений сада под группу для дошколят. В ближайшее время будут проведены необходимые работы и все верхнеимбатские ребятишки начнут посещать детский сад.

Как уже отмечалось, очередь в детские сады по району в целом удалось ликвидировать за счет своевременных мер, принимаемых действующей властью. Во-первых, благодаря изменению санитарно-эпидемиологических норм, теперь допустимо размещение большего количества детей на определенной площади. В результате уплотнения имеющихся площадей, появились дополнительные места. Во-вторых, была открыта дошкольная группа по присмотру и уходу за детьми при Борской средней школе. Эта группа расположена в отдельном здании, со своим штатом. Здесь имеется все для обеспечения полноценного дневного пребывания дошколят. В-третьих, несмотря на напряженность бюджета, в 2014 был капитально отремонтирован детский сад «Сказка» в поселке Бахта.

Таким образом, если говорить о доступности образования, то, как заверяет Ольга ДАВЫДОВА: «Тут проблем нет. В районе обеспечивается максимальная доступность образования».

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Не ощущается в системе образования района и большого кадрового дефицита. Это тоже результат работы власти района и края, руководителей министерства и управления образования. В частности районное управление образования регулярно принимает участие в краевом конкурсе молодых (до 35 лет) учителей, которые хотели бы переехать жить и работать в сельскую местность. По итогам конкурсного отбора, в район приехало несколько молодых учителей, которые получили единовременные денежные выплаты в размере 350 тысяч рублей. Кроме того, им было предоставлено жилье за счет средств муниципального образования. По данной программе педагоги приехали в Игарку, Туруханск, Бор, Зотино. Отрадно, что все кто приехал на три года, а именно этот срок работы является обязательным для участия в конкурсе, остались работать в районе. Более того, молодые девушки-педагоги не только благополучно трудятся, но и выходят замуж, создавая новые семьи.

К сожалению, существуют проблемные населенные пункты, где есть нехватка педагогов, но заявить имеющуюся вакансию на участие в конкурсе не возможно, так как одним из обязательных условий является наличие благоустроенного жилья. Речь идет, например, о Горошихе или Фарково. Здесь нехватка преподавателей ощутима.

Ольга ДАВЫДОВА объясняет кадровый дефицит территориальными особенностями района: «Когда к нам обращаются специалисты с других территорий, желающие поработать на Севере, то они, прежде всего, задают вопрос о транспортной доступности. Начинаешь объяснять, и понимаешь, что такие расстояния людей только отпугивают. Не устраивает и скромный быт деревень, и отсутствие сотовой связи. Поэтому территориальные особенности не всегда работают в нашу пользу. Надеюсь, что рано или поздно в эти две школы найдутся преподаватели, которых не испугает реальное положение дел, и которые, как и большинство наших приезжих педагогов, раз и навсегда полюбят Север».

Что касается профессионализма педагогического состава, то тут стоит обратиться к цифрам. В этом году прошли аттестацию 105 педагогических работников, из них на высшую квалификационную категорию 31 человек, то есть треть. А это очень высокий результат. Аттестацию проводит краевая главная аттестационная комиссия. Все документы направляются в Красноярск, и решения принимаются там же.

Поэтому сегодня можно говорить о достаточно высоком уровне педагогов, работающих в Туруханском районе.

Еще одним подтверждением профессиональной работы учитиелей могут служить результаты ЕГЭ (единого государственного экзамена). Из 217 выпускников района в 2015 году после сдачи ЕГЭ всего пять человек не смогли получить аттестат! Хотя и у этих пяти в сентябре будет возможность пересдачи.

КАЧЕСТВО

В минувшем учебном году все четвероклассники Туруханского района, впервые заканчивали начальную школу по ФГОСам (федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения). Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью образования является не только предметный, но и личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Внедрялись новые стандарты в районе ступенчато. Еще три года назад учитель даже не имел права зайти в первый класс, не пройдя обучение по ФГОСам. Для их переобучения районное управление образования приглашало преподавателей. На лекции и семинары в Туруханск приезжали все педагоги начальных школ района.

А поскольку новые стандарты требовали не только соответствующей профессиональной подготовки, но и нового оборудования, то во все начальные классы района стала поступать новая техника. Она поставлялась в рамках краевой программы по приобретению оборудования для начальных школ и закупалась на средства краевого и федерального бюджетов. За счет же средств, выделенных из бюджета Туруханского района, были обучены учителя, которые должны в совершенстве владеть новой техникой.

В итоге, на сегодняшний день, все классы начальных школ обеспечены интерактивными досками, компьютерами, ноутбуками для учителей. Все начальные школы, даже в самых маленьких, самых удаленных поселках обеспечены техникой и оборудованием в соответствии с федеральными стандартами. А то, что абсолютно все школы района подключены к Интернету, это, как говорят в администрации района, уже вчерашний день. «В плане информатизации образования мы шагаем семимильными шагами, — с гордостью рассказывает Ольга ДАВЫДОВА. — С первого сентября 2015 года новые федеральные образовательные стандарты войдут в основную школу. А это значит, что она получит не только новое оборудование для обучения. Новые знания, для внедрения образовательных стандартов, приобретут и сами педагоги».

Стоит отметить, что большой блок в федеральных образовательных стандартах занимает дополнительное образование. Именно дополнительное образование развивает ребенка как личность. Этот момент решаем в крупных населенных пунктах, таких как Игарка, Светлогорск, Бор, Туруханск, то есть там, где есть центры дополнительного образования, а также в отдельных населенных пунктах, где есть филиалы центров. В остальных же поселках все падает на плечи самих школ. До обеда они – образовательные учреждения, а с обеда и до ночи – дополнительного образования. Нагрузка на педагогов колоссальная. Но таковы особенности территории.

Как отмечают в администрации района, при всех сложностях современного образования, большая часть педагогических коллективов района работает профессионально и добросовестно. А это значит, что в непростое время реформирования всей системы образования страны, дети Туруханского района имеют возможность получать хорошие, крепкие знания.

В заключение Ольга ДАВЫДОВА поздравила с Днем знаний всех жителей нашего района, так как этот праздник приходит в каждый дом.

На территории Туруханского района работают 25 дневных школ, в которых обучается более двух тысяч ребят; одна вечерняя школа в Туруханске, в которой обучается 99 человек; пять учреждений дополнительного образования в Туруханске, Игарке, Бору — в них воспитывается 499 детей, более 700 ребят посещают спортивные школы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

305